"Тирпиц" - легендарный линкор нацистской Германии. История создания и службы, фотографии линкора "Тирпиц", гибель "Тирпица" в норвежских шхерах от бомб "таллбот".
 
Информация по составу и вооружению
военно-морского флота
Гитлеровской Германии в 1939 - 1945 годах.
 
   
   О кригсмарине
           История
           Структура
           Персоналии
   Надводные силы
           Линкоры
                   Тип "Бисмарк"
                   Тип "Гнейзенау"
                   Тип "Дойчланд"
           Тяжелые крейсера
                   Тип "Хиппер"
                   Тип "Дойчланд"
           Легкие крейсера
                   Тип "Эмден"
                   Тип "К"
                   Тип "Лейпциг"
           Вспомогательные крейсера
           Авианосцы
           Учебно-арт. суда
           Эсминцы и миноносцы
   Подводные силы
   Нереализованные проекты
           Линкоры класса "H"
                   Тип "H-39"
                   Тип "H-40"
                   Тип "H-41"
                   Тип "H-42, H-43, H-44"
           Крейсера типа "О"
   Форма Кригсмарине
   Символика Кригсмарине
   Фотогалерея
   Rambler's Top100

Линкор "ТИРПИЦ"

Тирпиц. Редкие фотографии линкора Тирпиц

Тирпиц. Редкие фотографии линкора Тирпиц

Тирпиц. Редкие фотографии линкора Тирпиц

Тирпиц кверху килем 1944

ОСНОВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Тип Линкор
Государство флага Германия
Спущен на воду 1 апреля 1939 г.
Современный статус Потоплен 12 ноября 1944 г.
некоторые обломки хранятся в музеях.
ПАРАМЕТРЫ
Тоннаж 45 474 т. - проектное;
53 500 т. - максимальное на 1944 г.
Длина 241,7 м - по ватерлинии;
253,6 м - общая.
Высота 15 м (от киля до верхней палубы на миделе)
Осадка 9,0 м - стандартная;
10,6 м - полностью снаряженный.
Бронирование Главный пояс 320мм, верхний пояс 145мм, пояс в оконечностях (нос/корма) 60/80мм, главная палуба 50-120мм, орудия 130-360мм, барбеты ГК 342мм, боевая рубка 360мм.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
Силовая установка 12 паровых котлов Wagner;
3 турбины Blohm & Voss 3 трехлопастных винта диаметром 4,7 м.
Мощность 163 026 л.с. (121 МВт)
Скорость 30,8 узла
Автономность плавания 8870 морских миль (16 400 км) на скорости 19 узлов (45 км/ч)
Экипаж 2608 офицеров и матросов
ВООРУЖЕНИЕ
Артиллерия 8 x 380 мм SKC34 (4x2);
12 x 150 мм (6x2) 16 x 105 мм (8x2) 16 x 37 мм (8x2) 20 x 20 мм (20x1)
Торпедно-минное вооружение 2 ? четверных 533 мм торпедных аппаратов, с торпедами G7a T1
Авиация 4 самолёта Arado Ar196A-3, одна двусторонняя катапульта

«Тирпиц» — второй линкор типа «Бисмарк», входивний в состав Кригсмарине. В боевых действиях практически не участвовал, однако своим присутствием в Норвегии, угрожал арктическим конвоям в Россию и сковывал значительные силы британского флота. Попытки уничтожить Тирпиц продолжались в течение нескольких лет, но увенчались успехом лишь в ноябре 1944 после атаки с воздуха сверх-тяжелыми бомбами Tallboy. Детали линкора до сих пор находятся в военных музеях мира.

ИСТОРИЯ ПРИМЕНЕНИЯ

Корабль был спущен на воду 1 апреля 1939 года. Своё название получил в честь адмирала Альфреда фон Тирпица — основателя современного германского флота. Первоначально предполагалось, что «Тирпиц» будет действовать как рейдер, нападая на торговые караваны союзников в Северной Атлантике. Однако судьба линкора «Бисмарк» заставила Гитлера разочароваться в надводном флоте, а потому «Тирпиц» использовался крайне редко.

Согласно плану, в начале 1942 года «Тирпиц» был отправлен в норвежские воды для охоты на арктические конвои и противодействия операции Archery британских коммандос на острове Вогсёй (норв. Vagsoy). Там во фьордах он и простоял практически всю Вторую мировую войну. Однако, даже простое присутствие «Тирпица» связывало руки Королевскому флоту, хотя за всё время пребывания в Норвегии он совершил только три наступательные операции. Несмотря на это, вооружённые силы союзников чрезвычайно опасались потенциальной мощи линкора и много раз предпринимали попытки потопить его. «Тирпиц» был затоплен возле города Тромсё лишь 12 ноября 1944 года в результате авианалёта.

НАСТУПАТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ "ТИРПИЦА"

ОПЕРАЦИЯ Sportpalast

В начале марта 1942 года была попытка перехватить конвои PQ-12 и QP-8 (операция Sportpalast («Дворец спорта»)). PQ-12 вышел 1 марта 1942 года из порта Исландии, а QP-8 примерно в то же время из Мурманска. 5 марта «Тирпиц» в сопровождении трёх крейсеров покинул базу и направился через Северный Ледовитый океан к Медвежьему острову. В течение следующих суток ни один из конвоев встречен не был, лишь один из крейсеров обнаружил и потопил одиночное торговое судно. 9 марта «Тирпиц» был замечен самолётом с авианосца HMS Victorious, и адмирал Отто Цилиакс (нем. Otto Ciliax) принял решение прервать поход и возвратиться на базу, предвосхитив тем самым неудачную атаку британской авиации.

ОПЕРАЦИЯ Rosselsprung

В июле 1942 года «Тирпиц» и тяжелые крейсера «Адмирал Шеер» и «Адмирал Хиппер» в сопровождении группы эсминцев вышли в море с целью уничтожения конвоя PQ-17. Операция получила кодовое название Rosselsprung (ход конём). 5 июля 1942 года линкор был безуспешно атакован (немцы даже не заметили следов торпед) советской подводной лодкой «К-21» под командованием Н. А. Лунина, а чуть позднее обнаружен британской подводной лодкой «Аншейкн». Британцы, опасаясь атаки линкора, рассредоточили конвой, после чего он понес тяжелые потери от действий подводных лодок и авиации. Обнаруженные корабли прекратили операцию и были возвращены на базу. Таким образом, «Тирпиц» послужил косвенной причиной разгрома конвоя.

ОПЕРАЦИЯ Sizilien

В сентябре 1943 года была проведена операция Sizilien («Сицилия») — рейд на Шпицберген. Немецкие войска высадились на острове при артиллерийской поддержке с линкоров «Тирпиц» и «Шарнхорст» и девяти крейсеров. Немцы заняли остров с 6 сентября по 9 сентября 1943.

Операция Sizilien была единственной операцией, когда «Тирпиц» стрелял из своих орудий по противнику (однако по судам противника он никогда не произвёл ни одного выстрела).

КОНВОЙ PQ-17

Из-за угрозы выхода «Тирпица» в море был распущен конвой PQ-17, доставлявший вооружения в СССР по программе ленд-лиз (июль 1942). После роспуска конвой понес значительные потери от действий немецкой авиации и подлодок.

ОПЕРАЦИИ ПРОТИВ ТИРПИЦА

Уже во время строительства в Вильгельмсхафене (нем. Wilhelmshaven), английская авиация пыталась уничтожить немецкий боевой корабль. До 1942/43 она не могла достигнуть достойных упоминания успехов, по причине отличной брони «Тирпица», а также в то время ещё сильной немецкой противовоздушной обороны. Ввиду того, что авиация не приносила желаемый результат, британцы прибегли к нетрадиционным методам.

ОПЕРАЦИЯ Title

Так, в конце 1942 года немцами был поднят затонувший рыболовный катер на входе в порт Дронтхеймфьорд, место стоянки «Тирпица». На самом деле этот катер был захвачен англичанами и заминирован. Операция «Title» заключалось в том, чтобы пришвартовать катер рядом с целью и подорвать. Но на подходе к порту англичане случайно привели в действие часовой механизм взрывателя и, испугавшись, «сделали ноги». катер взорвался и взрыв поднял волну огромного размера, которая обрушилась на город.

ОПЕРАЦИЯ Source

НВ Сентябре 1943 года «Тирпиц» был атакован английскими подводными лодками типа «Икс» (англ. X-Craft), по крайней мере двум из них удалось установить под кораблём две 2-тонные мины. Их детонация нанесла серьёзные повреждения шпангоутам в носовой части и сдвинула с места один из двигателей. В связи с этим максимальная скорость «Тирпица» существенно уменьшилась.

ОПЕРАЦИЯ Tungsten

ОПЕРАЦИИ Planet, Brawn, Tiger Claw и Mascot

ОПЕРАЦИИ Goodwood I, II, III и IV

ОПЕРАЦИИ Paravane, Obviate и Catechism

ОБЛОМКИ ТИРПИЦА

После войны обломки «Тирпица» были распроданы и разломаны на месте норвежской компанией. Почти всё судно было разрезано и вывезено. Однако значительная часть носовой части «Тирпица» остаётся там, где он и затонул в 1944 году. Кроме того, электрогенераторы с корабля были использованы как временная электростанция, снабжая электричеством рыбную промышленность вокруг города Хоннингсвог (норв. Honningsvag).

Недалеко от места затопления «Тирпица» существуют искусственные озёра, появившиеся в кратерах от разрывов бомб Tallboy (весом более 5 т), попавших мимо «Тирпица». В настоящее время некоторые части линкора используются Норвежским дорожным департаментом (Vegvesenet) как временное дорожное полотно при проведении ремонтных работ. Некторые части линкора были переплавлены на брошки и прочую бижутерию. Кроме того, значительная часть бронеобшивки хранится в Королевском военно-морском музее «Explosion!» («Взрыв!») в Госпорте, Хэмпшир.

КОМАНДНЫЙ СОСТАВ

Указание при строительстве: капитан Фридрих Карл Топп (нем. Friedrich Carl Topp), 15 января 1941 — 25 февраля 1941.

Капитан Фридрих Карл Топп, 25 февраля 1941 — 24 февраля 1943.

Капитан Ганс Карл Мейер (нем. Hans Karl Meyer), 24 февраля 1943 — 1 мая 1944.

Капитан Вольф Юнге (нем. Wolf Junge), 1 мая 1944 — 4 ноября 1944.

Капитан Роберт Вебер (нем. Robert Weber), 4 ноября 1944 — 12 ноября 1944 (убит в бою).