Вспомогательный крейсер Кригсмарине "Штир": история службы, фотографии, потопленные корабли, судьба. Германские рейдеры в Тихом океане.
 
Информация по составу и вооружению
военно-морского флота
Гитлеровской Германии в 1939 - 1945 годах.
 
   
   О кригсмарине
           История
           Структура
           Персоналии
   Надводные силы
           Линкоры
                   Тип "Бисмарк"
                   Тип "Гнейзенау"
                   Тип "Дойчланд"
           Тяжелые крейсера
                   Тип "Хиппер"
                   Тип "Дойчланд"
           Легкие крейсера
                   Тип "Эмден"
                   Тип "К"
                   Тип "Лейпциг"
           Вспомогательные крейсера
           Авианосцы
           Учебно-арт. суда
           Эсминцы и миноносцы
   Подводные силы
   Нереализованные проекты
           Линкоры класса "H"
                   Тип "H-39"
                   Тип "H-40"
                   Тип "H-41"
                   Тип "H-42, H-43, H-44"
           Крейсера типа "О"
   Форма Кригсмарине
   Символика Кригсмарине
   Фотогалерея
   Rambler's Top100

Рейдер "ШТИР"

Штир. Редкие фотографии крейсера Штир

Штир. Редкие фотографии крейсера Штир

Штир. Редкие фотографии крейсера Штир

ОСНОВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Тип Вспомогательный крейсер
Государство флага Германия
Спущен на воду 17 октября 1936 г.
Современный статус Потоплен 27 сентября 1942 г.
ПАРАМЕТРЫ
Тоннаж 11 000 т. - как грузовое судно;
4 778 т. - как рейдер.
Длина 134 м - общая.
Ширина 17,3 м
Осадка 7,2 м
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
Силовая установка 17-цилиндровый дизель
Скорость 14 узлов
Автономность плавания 50 000 морских миль на 12 уз. (около 173 дней)
Экипаж 324 офицеров и матросов
ВООРУЖЕНИЕ
Артиллерия 6 x 150-мм
1 x 37-мм
2 x 20-мм AA
2 торпедных аппарата
Авиация 2 самолёта Arado Ar 231

«Штир» (нем. Stier) — немецкий вспомогательный крейсер времён Второй мировой войны. HSK-6, бывшее грузовое судно «Каир» (нем. Cairo), в германском флоте обозначался как «Судно №23», во флоте Великобритании — «Рейдер „J“».

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Судно было построено в 1936 году на верфи «Германиаверфт» и использовалось «Линией Атлас Левант».

После начала войны, в ноябре 1939 года, «Каир» был передан Кригсмарине. Первое время использовался в качестве вспомогательного судна на Балтике, затем был переоборудован в минный заградитель и по плану должен был участвовать в операции «Морской лев».

Весной—летом 1941 на верфи в Роттердаме был переоборудован во вспомогательный крейсер и вошёл в этом качестве в состав флота 9 ноября 1941 года под именем «Штир».

РЕЙДЕРСКИЕ ПОХОДЫ

ПРОРЫВ ЧЕРЕЗ ЛА-МАНЩ

12 мая 1942 корабль под командой капитана цур зее Хорста Герлаха покинул Роттердам и с сильным охранением направился в Ла-Манш. На следующий день произошёл бой с британскими торпедными катерами, при этом один из них был потоплен, немцы потеряли два миноносца. Тем не менее, «Штиру» всё-таки удалось достигнуть французского Руайана, где он пополнил боезапас. Через несколько дней он уже держал курс на юг.

Это был последний удавшийся прорыв немецкого рейдера из Германии в Атлантику, все последующие попытки окончились неудачей.

АТЛАНТИКА

В течение двух недель крейсирования в центральной части Атлантического океана не было встречено ни одного судна, 4 июня капитану Герлаху всё же улыбнулась удача в виде британского сухогруза «Гемстоун» следующий с грузом железной руды из южной африки в США. После предупредительных выстрелов судно остановилось, команда была с него снята, а само судно потоплено.

Спустя два дня был атакован танкер «Стэнвэк Калькутта», шедший под флагом Панамы. Он попытался отстреливаться, при этом было ранено два члена экипажа рейдера. Сам танкер был сильно повреждён огнём «Штира», погибло 14 человек, включая капитана судна. Оставшихся в живых членов экипажа подобрали на борт рейдера, а само судно добили торпедой.

10 июня «Штир» дозаправился с судна снабжения «Шарлотта Шлиманн», передав туда пленных с потопленных судов.

Началось длительное бесплодное плавание по Атлантике. Произошедшая в начале июля поломка имевшихся на борту самолётов существенно уменьшила разведывательные возможности рейдера. 27 июля «Штир» опять заправился с «Шарлотты Шлиманн», а через два дня встретился с другим вспомогательным крейсером — «Михелем». Капитаны кораблей договорились о совместных действиях, однако они не принесли успеха.

9 августа был замечен британский сухогруз «Дэлхауз». В ответ на требование остановиться он открыл огонь, но после короткой перестрелки загорелся и, как и предыдущие жертвы немецкого рейдера, был добит торпедой. Опасаясь, что посланный судном сигнал мог быть принят военными кораблями противника «Штир», как и «Михель», покинул этот район океана, пути кораблей окончательно разошлись.

Весь следующий месяц рейдер тщетно обшаривал центральную часть Атлантического океана в поисках добычи. Попытка пристать к острову Гоф для мелкого ремонта тоже не удалась, помешало сильное волнение. Последний раз дозаправившись с «Шарлотты Шлиманн», Герлах продолжил поиски.

БОЙ СО "СТИВЕНОМ ХОПКИНСОМ" И ГИБЕЛЬ

В конце сентября он повстречал судно «Стефен Гопкинс». Завязался ожесточённый бой, в ходе которого «Штиру» удалось подавить сопротивление противника и потопить его. Однако на самом крейсере возник пожар, погасить который не получилось. Команда покинула корабль и один из прорывателей блокады доставил членов экипажа «Штира» на родину.

ДОСТИГНУТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ДАТА

НАЗВАНИЕ

ТИП

ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ

ТОННАЖ

ГРУЗ

СУДЬБА

   4 июня 1942 г.

   Gemstone

   грузовое судно

   Великобритания

   4 986

   железная руда

   потоплено торпедой

   6 июня 1942 г.

   Stanvac Calcutta

   танкер

   Панама

   10 170

   ---------

   потоплено торпедой после артиллерийской перестрелки

   9 августа 1942 г.

   Dalhousie

   грузовое судно

   Великобритания

   7 250

   ---------

   потоплено торпедой после артиллерийской перестрелки

   27 сентября 1942 г.

   Stephen Hopkins

   грузовое судно
тип "Либерти"

   США

   7 181

   пшеница

   потоплено артиллерией в бою

Обший тоннаж потопленных и захваченных «Штиром» судов составляет около 29 000 брт.