"Адимрал Шеер" - легендарный карманный линкор Кригсмарине. Фотографии, технические характеристики немецкого тяжелого крейсера "Адмирал Шеер". Оценка фашистских карманных линкоров как класса боевых кораблей.
 
Информация по составу и вооружению
военно-морского флота
Гитлеровской Германии в 1939 - 1945 годах.
 
   
   О кригсмарине
           История
           Структура
           Персоналии
   Надводные силы
           Линкоры
                   Тип "Бисмарк"
                   Тип "Гнейзенау"
                   Тип "Дойчланд"
           Тяжелые крейсера
                   Тип "Хиппер"
                   Тип "Дойчланд"
           Легкие крейсера
                   Тип "Эмден"
                   Тип "К"
                   Тип "Лейпциг"
           Вспомогательные крейсера
           Авианосцы
           Учебно-арт. суда
           Эсминцы и миноносцы
   Подводные силы
   Нереализованные проекты
           Линкоры класса "H"
                   Тип "H-39"
                   Тип "H-40"
                   Тип "H-41"
                   Тип "H-42, H-43, H-44"
           Крейсера типа "О"
   Форма Кригсмарине
   Символика Кригсмарине
   Фотогалерея
   Rambler's Top100

"АДМИРАЛ ШЕЕР"

Карманный линкор Адмирал Шеер. Редкие фотографии карманного линкора Адмирал Шеер

Карманный линкор Адмирал Шеер. Редкие фотографии карманного линкора Адмирал Шеер

Карманный линкор Адмирал Шеер. Редкие фотографии карманного линкора Адмирал Шеер

Карманный линкор Адмирал Шеер. Редкие фотографии карманного линкора Адмирал Шеер

Карманный линкор Адмирал Шеер. Редкие фотографии карманного линкора Адмирал Шеер

ОСНОВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Тип Тяжелый крейсер
Государство флага Германия
Спущен на воду 1 апреля 1933 г.
Современный статус Потоплен 9-10 апреля 1945 г.
ПАРАМЕТРЫ
Тоннаж 12 100 т. - стандартное;
16 200 т. - полностью снаряженный.
Длина 186 м - общая.
Ширина 21,6 м
Осадка 7,4 м - стандартная;
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
Силовая установка Восемь дизелей MAN,два винта
Мощность 52 050 л.с. (40 МВт)
Скорость 28,5 узлов
Экипаж 1150 офицеров и матросов
ВООРУЖЕНИЕ
Артиллерия 6 х 280 мм (11.0 дюймов)
8 х 150 мм (5.9 дюймов)
6 х 105 мм (4.1 дюймов)
8 х 37 мм
10 х 20 мм
8 х 533 мм (21 дюйм) торпедных аппаратов
Авиация Два гидросамолета Арадо Ar 196; одна катапульта

«Адмирал Шеер» (нем. Admiral Scheer) — немецкий тяжёлый крейсер типа «Дойчланд» времён Второй мировой войны.

Корабль назван в честь адмирала Рейнхарда Шеера. Изначально был классифицирован как броненосец, но в феврале 1940 года классификация была изменена на тяжёлый крейсер.

КОНСТРУКЦИЯ

Основной задачей, стоящей перед конструкторами, было создать мощный боевой корабль, не противоречащий условиям Вашингтонских соглашений. В частности, водоизмещение корабля не должно было превышать 10 тыс. тонн. Немецкие инженеры подошли к ее решению со свойственной им склонностью к инновациям. При строительстве широко применялась дуговая сварка деталей корпуса (вместо более традиционных заклепок). Дизельные двигатели MAN оказались значительно легче паровых котлов и турбин, обычно применяющихся на тяжелых кораблях. Трехорудийные башни главного калибра позволили разместить шесть 283-мм орудий, ненамного увеличив вес башни по сравнению с двухорудийной. Эти решения позволили значительно снизить общий вес судна. Но, даже несмотря на это, тоннаж судна превысил дозволенные 10 тыс. тонн. В официальных же источниках вес был указан, как не нарушаюший Вашингтонских соглашений.

НЕДОСТАТКИ

Среди недостатков «Адмирала Шеера» следует в первую очередь отметить его невысокую скорость. По этому показателю он значительно (на 4-5 узлов) уступал британским крейсерам. Невысокая скорость очень ограничивала рейдерские качества крейсера, поскольку при атаке конвоя приходилось преследовать расходящиеся во все стороны торговые суда противника, а после успешной атаки стремительно уходить от вызванных конвоем патрульных сил.

Кроме того, конструкторы явно недооценивали угрозу крупным военным кораблям со стороны авиации. На головном корабле класса было установлено всего три крупнокалиберных (88-мм) зенитных орудия. На «Адмирале Шеере» их количество было удвоено с самого начала, однако первый же авианалет показал слабость противовоздушной обороны корабля.

Отсутствие отдельного поста управления средней артиллерией, а также слабая броневая защита 150-мм орудий значительно ограничивали их боевое применение.

ИСТОРИЯ

В ходе Второй мировой войны «Адмирал Шеер» под командованием Теодора Кранке стал самым успешным рейдером Кригсмарине, предпринимая походы вплоть до Индийского океана. В конце войны, во время стоянки в Киле, крейсер был атакован авиацией союзников, перевернулся и затонул. После войны часть затопленного корпуса корабля была утилизирована, часть засыпана при строительстве автостоянки на месте дока.

ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В ИСПАНИИ

Свое первое задание крейсер получил в июле 1936 года, когда был отправлен в Испанию для эвакуации немецких граждан, застигнутых гражданской войной. Он также следил за советскими кораблями, доставлявшими военные грузы республиканцам и охранял немецкие транспорты, перевозившие оружие для франкистов. 31 мая 1937 года линкор и четыре торпедных катера германских ВМС открыли огонь по испанскому портовому городу Альмерия, в ответ на налет республиканской авиации на тяжелый крейсер «Дойчланд». От этого обстрела, предпринятого в нарушение международного права, погиб 21 житель города и 55 жителей получили ранения. К концу июня 1938 года на счету крейсера было уже восемь походов к испанским берегам.

ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА

Для крейсера Вторая Мировая война началась 4 сентября 1939 года, когда он был атакован в Вильгельмсхафене бомбардировщиками Королевских ВВС «Бристоль Бленхейм». В корабль попали 3 бомбы, однако серьезных повреждений не причинили, при этом один бомбардировщик был сбит. После налета противовоздушная оборона корабля была улучшена — 88-мм зенитные орудия были заменены на 105-мм.

В марте 1939 года вместе с остальными кораблями своего класса участвовал в захвате немцами Клайпеды.

С 1 февраля и до конца июля 1940 года крейсер подвергается ремонту и модернизации. В частности, на него устанавливают новый радиолокатор «FuMO-26», оборудование для размагничивания, усиливают противовоздушную оборону.

РЕЙД КАПИТАНА КРАНКЕ

В октябре 1940 года морская служба радиоперехвата (B-Dienst) получила информацию о выходе в море конвоя HX-84 из Галифакса. 23 октября «Адмирал Шеер» вышел из Готенхафена (Гдыня) и направился в Ставангер. 28 октября он прорвался в Атлантику через Датский пролив, а 5 ноября потопил свою первую жертву — британское судно «Мопан». В тот же день разведывательный самолет «Арадо-196» заметил конвой. В начале войны трансатлантические конвои охранялись эсминцами лишь в последние три дня пути. Считая, что конвой идет без охранения, Кранке решил атаковать его. Навстречу «Адмиралу Шееру» выдвинулся вспомогательный крейсер «Джервис Бей». В неравном бою он был потоплен, однако это дало время остальным судам рассредоточиться. «Адмиралу Шееру» все же удалось перехватить и потопить 5 судов из 37. Эта атака вызвала изменения в действиях Адмиралтейства — последующие большие конвои обычно охранялись линейными кораблями и авианосцами, что оказало существенное влияние на сохранность конвоев, но значительно ослабило Королевские ВМС.

Адмиралтейтво отправило несколько кораблей для поимки рейдера, но «Адмиралу Шееру» удалось ускользнуть и уйти на юг для встречи со своим заправщиком — танкером «Нордмарк». В последующие два месяца он потопил или захватил несколько кораблей. Новый 1941 год корабль встретил в южной Атлантике, в нескольких сотнях миль от архипелага Тристан-да-Кунья. В феврале 1941 года капитан Кранке предпринял рейд в Индийский океан. Ему удалось потопить еще два судна, однако последнее из них успело подать сигнал бедствия, привлекший британские крейсерa. «Адмирал Шеер» потопил еще один сухогруз, ушел от преследования и вернулся в Атлантику. Он направился на север, прошел через Датский пролив и в конце концов достиг Киля 1 апреля 1941 года, пройдя 46 тыс. морских миль и потопив 16 судов противника. За этот рейд капитану корабля Теодору Кранке было присвоено звание контр-адмирала.

ДЕЙСТВИЯ В АРКТИКЕ

В следующий раз «Адмирал Шеер» вышел в море только 2 июля 1942 г., имея приказ перехватить печально известный конвой PQ-17. Перехватить конвой крейсеру не удалось и он был направлен в Северный Ледовитый океан для перехвата последующих арктических конвоев и обеспечения военного присутствия Кригсмарине в регионе. 25 августа 1942 года им была обстреляна советская метеорологическая станция на мысе Желания. В тот же день «Адмирал Шеер» потопил в бою советский ледокол «Александр Сибиряков»[4], но не смог обнаружить проходивший в этом районе конвой. «Александр Сибиряков» успел связаться со станцией в Диксоне и предупредить их об опасности. Когда «Адмирал Шеер» выдвинулся для обстрела Диксона, советский гарнизон открыл ответный огонь и причинил крейсеру некоторые повреждения[5]. Капитан «Адмирала Шеера» отозвал десант и отступил, не потопив ни одного корабля в порту. Крейсер вернулся в Вильгельмсхафен, не обнаружив ни единого конвоя союзников.

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ВОЙНЫ И ГИБЕЛЬ

Неудачные действия надводного флота вызвали гнев Гитлера и смещение с поста командующего Кригсмарине Э. Редера. Вместо него командующим был назначен К. Дёниц, убежденный сторонник подводной войны. Вследствие этого, а также растущей нехватки ресурсов, операции надводного флота были свернуты. В 1944 году «Адмирал Шеер» служил учебным кораблем [источник?], осенью того же года оказывал артиллерийскую поддержку отступающим немецким войскам. В начале 1945 года крейсер неоднократно обстреливал прибрежные позиции Красной Армии, однако из-за износа орудийных стволов в марте был вынужден стать на ремонт в Киле. В ночь c 9 на 10 апреля 1945 года в ходе налета более 300 самолетов британской авиации на верфи в Киле, «Адмирал Шеер» был потоплен в доке. Большая часть экипажа находилась на берегу, но 32 человека на борту погибли.

КОМАНДИРЫ

Kapitan zur See Вильгельм Маршалл (12 ноября 1934 - 22 сентября 1936)

Kapitan zur See Отто Цилиакс (22 сентября 1936 - 31 октября 1938)

Kapitan zur See Хайнц-Генрих Вюрмбах (31 октября 1938 - 31 октября 1939)

Kapitan zur See Теодор Кранке (31 октября 1939 - 1 апреля 1941)

Konteradmiral Теодор Кранке (1 апреля 1941 - 12 июня 1941)

Kapitan zur See Вильгельм Меендзен-Бокен (12 июня 1941 - 28 ноября 1942)

Fregattenkapitan Эрнст Грубер (28 ноября 1942 - 1 февраля 1943)

Kapitan zur See Рихард Ротте-Рот (1 февраля 1943 - 1 апреля 1944)

Konteradmiral Рихард Ротте-Рот (1 апреля 1944 - 4 апреля 1944)

Kapitan zur See Эрнст-Людвиг Тинеманн (4 апреля 1944 - 9 апреля 1945)