"Принц Евгений" - карманный линкор в составе Кригсмарине. Технические данные, история создания и службы тяжелого крейсера "Принц Ойген". Редкие фотографии карманного линкора "Принц Евгений"
 
Информация по составу и вооружению
военно-морского флота
Гитлеровской Германии в 1939 - 1945 годах.
 
   
   О кригсмарине
           История
           Структура
           Персоналии
   Надводные силы
           Линкоры
                   Тип "Бисмарк"
                   Тип "Гнейзенау"
                   Тип "Дойчланд"
           Тяжелые крейсера
                   Тип "Хиппер"
                   Тип "Дойчланд"
           Легкие крейсера
                   Тип "Эмден"
                   Тип "К"
                   Тип "Лейпциг"
           Вспомогательные крейсера
           Авианосцы
           Учебно-арт. суда
           Эсминцы и миноносцы
   Подводные силы
   Нереализованные проекты
           Линкоры класса "H"
                   Тип "H-39"
                   Тип "H-40"
                   Тип "H-41"
                   Тип "H-42, H-43, H-44"
           Крейсера типа "О"
   Форма Кригсмарине
   Символика Кригсмарине
   Фотогалерея
   Rambler's Top100

ТК "ПРИНЦ ОЙГЕН"

Принц Ойген. Редкие фотографии тяжелого крейсера Принц Ойген

Принц Ойген. Редкие фотографии тяжелого крейсера Принц Ойген

Принц Ойген. Редкие фотографии тяжелого крейсера Принц Ойген

Принц Ойген. Редкие фотографии тяжелого крейсера Принц Ойген

ОСНОВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Тип Тяжелый крейсер
Государство флага Германия
Спущен на воду 22 августа 1938 г.
Современный статус Затонул 10 апреля 1947 г.
ПАРАМЕТРЫ
Тоннаж 16 974 т. - стандартное
19 042 т. - полное
Длина 207,8 м - общая.
Ширина 21,5 м
Осадка 7,2 м
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
Силовая установка 3 гребных винта, турбины и 12 котлов общей мощностью 132 000 л.с.
Скорость 32,5 узла
Автономность плавания 6 100 морских миль при скорости 15 узлов
Экипаж 1600 офицеров и матросов
ВООРУЖЕНИЕ
Артиллерия 8 х 203-мм
12 х 105-мм
8 x 20-мм
4 торпедных аппаратов х 533-мм по 3 трубы в каждом
Авиация 3 гидросамолета

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

В начале тридцатых годов ведущие морские державы взяли курс на строительство хорошо бронированных крейсеров с орудиями калибра 152 мм вместо больших но слабо бронированных кораблей "вашингтоноского" типа. Немецкий военно-морской флот тем не менее отдавал себе отчет, что в будущей войне их противниками могут стать и корабли ранней постройки, вооруженные орудиями 203 мм. Поэтому уже к 1934 году была готова концепция постройки крейсер водоизмещением 10000 тонн, вооруженного восемью орудиями 203 мм. И как только в 1935 году Германия разорвала Версальский договор, были заложены три крейсера этого проекта - Blucher, Admiral Hipper и Prinz Eugen. Затем было начато строительство еще двух кораблей этого же типа - Lutzow и Seydlitz, но они оборудовались 12-ю 152 мм орудиями. Эти корабли так и не был закончены и в 1940 году Lutzow был продан СССР.

Строительство крейсера Prinz Eugen было начато 23 апреля 1936 года на верфи GermaniaWerft В Кельне. На воду коралль был спущен 22 августа 1938 года. Первые повреждения он получил, еще не вступив в строй - 2 июля 1940 г.он был поврежден британской бомбой во время авианалета на Кельн. Однако это не сказалость на сроках ввода корабля в строй, которое состоялось 1 августа 1940 г. В начале 1941 года Prinz Eugen совнршил переход на Балтику, где началась подготовка экипажа. В апреле 1941 года было решено, что он примет участие в рейде линкора Bismarck в Атлантику.

17 февраля 1940 года на "Адмирале Хиппере" закончили установку радара. И уже на следующий день тяжелый крейсер "Адмирал Хиппер", линкоры "Шарнхорст" и "Гнейзенау" в сопровождении 3 эсминцев предприняли вылазку в Северное море для нарушения движения конвоев. Они исследовали воды между Шотландией и Норвегией, но так и не обнаружили ни одного корабля, ни военного, ни торгового. У "Адмирала Хиппера" возникли технические проблемы с котлами и турбиной правого борта. 20 февраля операция была свернута и на следующий день корабль вернулся в Вильгельмсхафен, где простоял до 20 марта, когда совершил короткое плавание в Куксхафен в сопровождении двух торпедных катеров. В начале апреля 1940 года провел текущий ремонт в Куксхафене, готовясь к вторжению в Норвегию.

БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Prinz Eugen вышел из Гдыни 22 апреля вместе с тральщиком Rothenburg, однако на следующий день у входа в Кельнский залив получил повреждение от магнитной мины. Ремонт продолжался до 2 мая и 11 мая Prinz Eugen вернулся в Гдыню. 18 мая крейсер вновь выходит в поход и присоединяется к линкору Bismarck. Но уже 21 мая немецкий отряд обнаруживается в районе Бергена английскими самолетами-разведчиками.

Немцы направились в обход Исландии, рассчитывая прорваться в Атлантику через проливы. Вечером 23 мая британский крейсер Suffolk, Осуществляющий патрулирование в этом районе обнаружил немцев к северо-западу от Исландии и вместе с крейсером Norfolk следил за их перемещениями всю ночь. Утром 24 мая состоялась встреча немецкого отряда с британскими линкорами Hood и HMS Prince of Wales. Во время артиллерийской дуэли Hood, как известно был уничтожен, Prince of Whales получил попадание пятью снарядами и был вынужден выйти из боя. Но уже к полночи восемь самолетов Swordfish с авианосца HMS Victorious нанесли удар по Bismаrck, который получил одно попадание торпедой, ставшее для него впоследствии роковым.

24 мая немецкий отряд разделился: Bismrck должен был направиться в Брест, а Prinz Eugen -продолжать рейд в Атлантике. 26 мая Prinz Eugen пополнил запасы топлива с танкера Spichern и направился к торговым путям союзников. Перовначальный план заключался в нападениях на конвои из Канады в Великобританию, но затем было запланировано прервать южную трассу - из Нью-Йорка в Лиссабон. Однако вскоре обнаружились неполадки с турбинами и Prinz Eugen был вынужден зайти на ремонт в Брест, где простоял восемь месяцев. 2 июля он получил попадание британской бомбой, которая пробила бронированную палубу B и лишь затем взорвалась. Погибло 60 человек, а реомнт затянулся до 1 февраля 1942 года.

В начале 1942 года Гитлер приказал отправить, стоящие в Бресте три большие корабля в Германию. Позднее они должны были направиться в Норвегию. В ночь с 11 на 12 февраля 1942 года Scharnhorst, Gniesenau и Prinz Eugen в сопровождении эсминцев и тральщиков, а также истребительной авиации вышли из Бреста. В ходе дерзкой операции они преодолели канал Ла-Манш и практически без сопротивления со стороны англичан прошли на восток. В ночь с 12 на 13 февраля немцы были уже у своих берегов. Там Prinz Eugen получил приказ следовать к берегам Норвегии. В пути его должен был сопровождать тяжелый крейсер Admiral Sheer и эсминцы.

Во время этого перехода Prinz Eugen поучил попадание торпедой от британской подводной лодки Trident. Взрыв уничтожил рули и тяжело повреил гребные винты. В результате пришлось возвращать Prinz Eugen обратно в Германию, куда он пришел 17 мая. Ремонт был закончен осенью 1942 года, после чего 27 октября крейсер направляется в Гдыню для проведения тренировок экипажа.

9 января 1943 года Prinz Eugen вместе Scharnhorst выходит в Норвегию, но вногвь возвращается обратно, после того как группа была обнаружена англичанами. 1 апреля Prinz Eugen становится учебным кораблем, но 1 октября снова возвращается в состав боевых кораблей и начинает тренировку экипажа в стрельбе по береговым целям. 19 и 20 августа 1944 года Prinz Eugen обстреливает советские войска в районе Риги. Затем с 14 по 17 и с 21 по 25 сентября 1944 года прикрывает корабли, вывозящие технику и войска из восточной части Балтики. Затем с 10 по 15 октября 1944 года участвует в обстреле советских войск в районе Клайпеды. Возвращаясь с этой операции Prinz Eugen в плотном тумане сталкивается с крейсером Leipzig. Разделить корабли удалось только спустя 18 часов. Спешный ремонт крейсера продолжался до сердины ноября, а 20 и 21 ноября Prinz Eugen вновь участвует в обстреле советских войск. Но инетнсивные боевые действия потребовали замены орудийных стволов, что потребовало вновь стать на ремонт с 22 ноября по 15 декабря 1944 года.

После ремонта Prinz Eugen вновь используется как плавучая батарея. Последний раз крейсер обстреливает наземные цели 4 апреля 1945 года, после чего, оставшись без боеприпасов крейсер в конце концов попадает в Копенгаген, где его и застал конец войны.

ГИБЕЛЬ

8 мая 1945 года крейсер попадает в руки англичан, а 26 мая вместе с крейсером Nurnberg переходит в Вильхельмсхавен. Затем, в соответствии с решениями трехсторонней комиссии он достается американцам. В январе 1946 года уже под американским флагом крейсер приходит в Бостон, а затем направляется в Филадельфию. Там с корабля снимаются отдельные образцы вооружения, а сам корабль используется для проведения различных спытаний. При этом на корабле еще остается часть немецкого экипажа.

23 января 1946 года официально объявляется, что Prinz Eugen назначен "для проведения эксперимента". Позже выяснилось, что эксперимент проводится с использованием ядерного оружия на атолле Бикини. Prinz Eugen прибывает в Пирл Харбор 19 мая 1946 года (уже без немцев), а 9 июня отправляется на атолл Бикини.

В ходе теста "Able" (1 июля, надводный взрыв) Prinz Eugen находился всего в 1400 метрах от эпицентра взрыва, но не получил сербезных повреждений. Во время второго теста "Baker" (25 июля, подводный взрыв), крейсер также получил легкие повреждения, но поскольку он был серьезно облучен, его отбуксировали в район атолла Кваджалейн. Там планировалось использовать крейсер в следующем тесте "Charlie", однако ранее полученные повреждения привели к тому, что в районе кормы крейсер набрал воды и 21 декабря накренился на 35 градусов. Радиоактивное заражение не позволяло высадить на борт спасательные команды, поэтому крейсер был отбуксирован на риф Энубуи. На следующий день крейсер перевернулся и затонул. Он был списан из состава флота 10 апреля, но на слом отправлен не был по причине радиоактивного заражения металла.