Проеткы линейных кресеров Третьего Реха типа "О". Неосуществленные проекты Кригсмарине, Описание, тактико-технические данные пректов крейсеров по плану Z.
 
Информация по составу и вооружению
военно-морского флота
Гитлеровской Германии в 1939 - 1945 годах.
 
   
   О кригсмарине
           История
           Структура
           Персоналии
   Надводные силы
           Линкоры
                   Тип "Бисмарк"
                   Тип "Гнейзенау"
                   Тип "Дойчланд"
           Тяжелые крейсера
                   Тип "Хиппер"
                   Тип "Дойчланд"
           Легкие крейсера
                   Тип "Эмден"
                   Тип "К"
                   Тип "Лейпциг"
           Вспомогательные крейсера
           Авианосцы
           Учебно-арт. суда
           Эсминцы и миноносцы
   Подводные силы
   Нереализованные проекты
           Линкоры класса "H"
                   Тип "H-39"
                   Тип "H-40"
                   Тип "H-41"
                   Тип "H-42, H-43, H-44"
           Крейсера типа "О"
   Форма Кригсмарине
   Символика Кригсмарине
   Фотогалерея
   Rambler's Top100

Крейсера типа "О"

Линейные крейсера типа «О» имели мощный главный калибр, необычную энергетическую установку большой мощности, но слабое бронирование сделало их устаревшими еще до начала постройки. Почти полное отсутствие горизонтальной защиты в то время, когда увеличилась разрушительная мощь авиабомб и падающих под большим углом снарядов при стрельбе с дальних дистанций, делали эти корабли чрезмерно уязвимыми от огня тяжелых орудий и, без всякого сомнения, их нельзя было использовать в боевой линии. Неудачный выбор главных характеристик основывался на концепции, которая была бы к месту лет на 25 раньше. По-видимому, ответственность за решение построить такие линейные крейсера всецело лежит на Гитлере, который всегда тяготел к большим кораблям. Он видел в них грозного противника силам эскорта союзных конвоев в Европу. Но сами немцы считали крейсера «О», «Р» и «Q» совершенно неудачными по концепции. В профессиональных кругах этот проект был известен под названием «Ohne Panzer Quatsch» – «безбронный нонсенс». В то же время разделение на отсеки проектировалось более тщательно, чем на всех других германских кораблях. Дополнительное использование водовыталкивающего материала в пустых бортовых отсеках отчасти компенсировало слабость брони и ПТЗ и явилось позитивным шагом в германском военном кораблестроении.

Крейсера типа О

Учитывая правильность решения использовать орудия крупного калибра, следует все же признать, что среднее и зенитное вооружение было явно недостаточным. Установка батарей универсальных орудий позволила бы значительно сэкономить вес и улучшить огневую мощь. Увы, германская промышленность так и не смогла освоить выпуск хорошего универсального орудия, отчего пострадал весь проект этих, и не только этих, кораблей.

Отсутствие в германском флоте авианосцев вытекало из неправильной оценки самолета как фактора войны на море. Вторая мировая война показала, что постройка любого крупного артиллерийского корабля в ущерб строительству авианосцев была ошибкой. Особенно это касалось таких, как тип «О», морально устаревших кораблей, имевших большие размеры и высокую стоимость при слабых средствах ПВО. Напрашивается вывод, что крейсера типа «О» были бы очень быстро выведены из строя и в конце концов уничтожены авиацией.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОЕКТА

РАЗМЕРНОСТЬ

246(ВЛ)/248,15(макс.)хЗ0х8,8(осадка при полном водоизмещении)/ 8,0 (при проектном) м.

ВООРУЖЕНИЕ

  • 6 орудий 380/52 Mark 1934,
  • 6 орудий 150/48 Mark 1938,
  • 8 орудий 105/65 Mark 1933,
  • 8 орудий 37/83 Mark 1930;
  • 8 – 20 20мм автоматов,
  • 12 533-мм палубных торпедных аппаратов,
  • 4 гидросамолета «Арадо-196», 1 катапульта.

БРОНИРОВАНИЕ

  • верхний пояс 90, главный 190 (в носу 60);
  • верхняя палуба 30,
  • нижняя палуба: в средней части 60, у бортов 80(скосы);
  • башни ГК (лоб/стены/тыл/крыша) 220/180/180/50,
  • барбеты ГК 180 (корм. часть барбета «С» 80),
  • башни СК (везде) 14;
  • боевая рубка: (стены/крыша/пол) 200/80/30,
  • колодец связи 80 мм.

МЕХАНИЗМЫ

  • 4 тонкотрубных котла высокого давления системы «Вагнер» (рабочее давление 55 атм., температура пара 460,
  • 1 ТЗА системы «Браун Бовери» (одноступенчатый редуктор),
  • 8 главных 24-цилиндровых 2-тактных дизелей MAN;
  • мощность на валах 175136 л.с.,
  • максимальная скорость 33,5 узла;
  • дальность плавания 14000 миль на 19 узлах.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕСОВ

Корпус 8900 т 30,4%.
Экипаж и провизия 2800 т 9,5%.
Механизмы 3760 т 12,8%
Броня 8060 т 27,5%
Вооружение и боезапас 5800 т 19,8%
Легкое водоизмещение 29320 т 100,0%
Топливо и пресная вода 6400 т  
Полное водоизмещение 35720 т  

МЕТАЦЕНТРИЧЕСКАЯ ВЫСОТА

  • 3,19 м при нормальной
  • 3,63 м при полной нагрузке.