Тяжелый крейсер Кригсмарине "Нюрнберг" - крейсер типа "Лейпциг". Вооружение, тактико-технические характеристики, фотографии, история создания и боевой путь тяжелого крейсера Фашистской Германии "Нюрнберг".
 
Информация по составу и вооружению
военно-морского флота
Гитлеровской Германии в 1939 - 1945 годах.
 
   
   О кригсмарине
           История
           Структура
           Персоналии
   Надводные силы
           Линкоры
                   Тип "Бисмарк"
                   Тип "Гнейзенау"
                   Тип "Дойчланд"
           Тяжелые крейсера
                   Тип "Хиппер"
                   Тип "Дойчланд"
           Легкие крейсера
                   Тип "Эмден"
                   Тип "К"
                   Тип "Лейпциг"
           Вспомогательные крейсера
           Авианосцы
           Учебно-арт. суда
           Эсминцы и миноносцы
   Подводные силы
   Нереализованные проекты
           Линкоры класса "H"
                   Тип "H-39"
                   Тип "H-40"
                   Тип "H-41"
                   Тип "H-42, H-43, H-44"
           Крейсера типа "О"
   Форма Кригсмарине
   Символика Кригсмарине
   Фотогалерея
   Rambler's Top100

Крейсер "НЮРНБЕРГ"

Нюрнберг. Редкие фотографии крейсера Нюрнберг

Нюрнберг. Редкие фотографии крейсера Нюрнберг

Нюрнберг. Редкие фотографии крейсера Нюрнберг

ОСНОВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Тип Легкий крейсер
Государство флага Германия
Спущен на воду 7 августа 1926 г.
Современный статус Выведен из ВМФ 5 апреля 1945 г.
в 1946 г. разобран на металл.
ПАРАМЕТРЫ
Тоннаж 6 650 т.
Длина 174 м - общая.
Ширина 15,1
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
Силовая установка 2 гребных винта, мощность двух турбозубчатых агрегатов 68 000 л.с., мощность дизелей экономического хода 1800 л.с.
Скорость 23 узла
Автономность плавания 5200 морских миль на скорости 19 узлов
ВООРУЖЕНИЕ
Артиллерия 9 x 150-мм
6 x 88-мм
8 x 37-мм
12 торпедных аппаратов
Авиация 3 самолета Арадо

16 июня 1933 года (по другим данным, 16 марта 1933 года) заводу "Дойче Верке" в Киле заказали крейсер, который получил условное название "Kreuzer F" или "Ersatz Nymphe". Корабль заложили 4 ноября 1933 года, церемония крещения и спуска была проведена 8 декабря 1934 года — крейсер получил название "Нюрнберг". Он унаследовал имя от крейсера кайзеровского флота, погибшего в бою у Фолклендских островов. На торжествах с речью выступил обер-бургомистр Вилли Лебел, крестной матерью стала фрау Вальбург Лефельдт, дочь командира погибшего "Нюрнберга". На церемонии также присутствовала вдова командира фрау Алиса фон Шонберг. Церемония прошла в двадцатую годовщину боя у Фолклендских островов.

2 ноября 1935 года корабль вошел в состав флота, на нем сначала подняли флаг уже несуществующей Веймарской республики, но уже через пять дней, 7 ноября, на нем подняли военно-морской флаг Третьего Рейха.

С ноября по апрель 1936 года крейсер проходил испытания в Балтийском море, изредка возвращаясь на завод для устранения обнаруженных недостатков. После завершения испытаний, 9 апреля 1936 г. он становится флагманским кораблем Разведывательных сил флота и на нем поднял флаг контр-адмирал Бэм. С 14 апреля по 8 мая прошло первое атлантическое плавание "Нюрнберга". Крейсер посетил Санта-Круз, Лиссабон, затем прошел курс боевой подготовки. С августа по октябрь корабль находился в испанских водах, оказывая помощь мятежникам генерала Франко. В ноябре-декабре состоялся второй поход в испанские воды. 19 ноября "Нюрнберг" попал в шторм, на нем появились трещины в корпусе и на верхней палубе. По возвращении в Германию корабль прошел ремонт с исправлением повреждений и затем короткий курс боевой подготовки. В апреле-мае 1937 года совершил третий поход в испанские воды.

Вернувшись в Германию, "Нюрнберг" занимался боевой подготовкой как индивидуально, так и в составе соединения. В июле-августе совершил очередной, четвертый поход в испанские воды. Обратный переход в Германию прошел в составе эскадры: с броненосным кораблем "Адмирал граф Шпее" и 4-й флотилией миноносцев. По возвращении в родные воды эскадра приняла участие в осенних маневрах, где самой яркой страницей стала флотская торпедная стрельба. С 29 сентября по 20 ноября "Нюрнберг" прошел текущий ремонт на "Дойче Верке" в Киле. В декабре состоялась серия учебных торпедных стрельб.

Первые два месяца нового 1938 года крейсер выполнял различные торпедные и артиллерийские стрельбы, а в марте принимал участие в маневрах Разведывательных сил, в апреле-июне прошел ремонт на верфи-строителе и после выхода из ремонта короткий курс боевой подготовки. С 29 июня по 7 июля состоялся учебный поход в норвежские воды, после его окончания крейсер возвратился на Балтику, где затем провел торпедные стрельбы, а в августе артиллерийские стрельбы.

22 августа крейсер, как и весь немецкий флот, принимал участие в параде, посвященном спуску на воду тяжелого крейсера "Принц Ойген". После парада прошли показательные маневры. После завершения торжеств "Нюрнберг" вернулся к обычной службе: в конце сентября участие в больших осенних маневрах, с 12 по 20 ноября докование в Киле, в декабре серия артиллерийских стрельб. 8 декабря "Нюрнберг" принимал участие в церемонии спуска авианосца "Граф Цеппелин".

В январе 1939 года крейсер проходил индивидуальную боевую подготовку. 14 февраля крейсер участвовал в спуске на воду линкора "Бисмарк" и затем после завершения торжеств встал в текущий ремонт в Киле. Уже в марте "Нюрнберг" участвует в "бескровной" агрессии против Мемеля. 1 апреля состоялись очередные торжества, на этот раз посвященные спуску на воду линкора "Тирпиц". Со 2 по 4 мая крейсер совершил серию пробегов на мерной линии у Пиллау, с 6 по 10 мая состоялся визит в шведский порт Гетеборг, с 10 по 14 мая обход норвежских фиордов. В июне "Нюрнберг" провел серию артиллерийских стрельб по морским и воздушным целям и принял участие в маневрах флота, 1 июля находился в Бремене и принимал участие в торжествах, посвященных спуску тяжелого крейсера "Лютцов", в июле участвовал в эскадренной стрельбе, в первой половине августа — торпедных стрельбах, в середине августа началась мобилизация немецкого флота, а в двадцатых числах блокада польского побережья.

После того, как три польских эсминца ушли в Англию, командование немецкого флота приняло решение перевести крейсера "Лейпциг" и "Нюрнберг" в Северное море, и 1 сентября они проследовали Кильским каналом.

3 сентября Великобритания и Франция объявили войну Германии.

В начале войны одной из основных задач немецкого флота стала постановка системы минных заграждений "Вествалл". В ночь с 3 на 4 сентября "Нюрнберг" в составе соединения ("Лейпциг", минный заградитель "Грилле" и 6-я флотилия миноносцев) принимал участие в постановке одного из фрагментов этого заграждения. В ночь с 5 на 6 сентября прошла аналогичная операция: в немецкое соединение входили крейсера "Нюрнберг", "Лейпциг", эсминцы "Георг Тиле", "Фридрих Инн", "Эрих Штейнбринк", "Фридрих Экольдт" и три миноносца. Весь сентябрь и начало октября крейсер выполнял различные задачи.

6 октября 1939 года во время одного из выходов в море, вместе с миноносцем "Фальк", "Нюрнберг" был атакован британской подводной лодкой "Сивульф". Торпеды прошли мимо цели. Вероятно, после этого выхода крейсер покидает Северное море и уходит на Балтику, затем с середины октября до начала ноября проходит ремонт в Киле.

21 октября должность командующего Разведывательными силами занял контр-адмирал Гюнтер Лютьенс. В качестве флагмана он выбрал "Нюрнберг". Но фактически его флаг на корабле был поднят 9 ноября. После завершения работ корабль возвращается в район боевых действий, и первым заданием крейсера стала встреча немецких эсминцев, ставивших мины у английского побережья. Первая операция подобного рода была проведена в ночь с 12 на 13 ноября, в операции принимали участие крейсера "Нюрнберг", "Кенигсберг" и миноносцы из 6-й флотилии. Все прошло благополучно. Вторая операция состоялась в ночь с 17 на 18 ноября, на этот раз, кроме "Нюрнберга", в море вышли "Кенигсберг" и несколько иной состав миноносцев из той же 6-й флотилии.

При возвращении на "Нюрнберге" произошла авария меха¬низмов. Скорость хода упала до 25 узлов. После короткого ремонта крейсер вновь возвращается в состав флота. Вечером 12 декабря "Нюрнберг" выводит в море соединение — "Лейпциг" и "Кельн".

13 декабря 1939 года "Нюрнберг" и "Лейпциг" были торпеди¬рованы английской подводной лодкой "Сэлмон". Первым торпеду получил "Лейпциг" (11 ч 25 мин). Затем сигнальщики флагмана увидели следы еще двух торпед. Маневр уклонения удался частично — мимо цели прошла лишь одна торпеда. В 11 ч 27 мин вторая торпеда поразила "Нюрнберг".

Взрыв прогремел в носовой части, часть носа ниже ватерлинии оторвало, и вода очень быстро затопила носовые отсеки. Потери экипажа оказались незначительны, всего 16 раненых. Энергетическая установка не пострадала. В 11 ч 28 мин Г. Лютьенс отправил радиограмму командованию группы ВМФ "Вест": "Торпедированы "Лейпциг" и "Нюрнберг". В это же время были обнаружены следы еще трех торпед, немецким морякам повезло, они прошли мимо цели. За кормой кому-то из экипажа померещился перископ, и из кормовой башни произвели несколько выстрелов.

По сравнению с "Лейпцигом" повреждения флагмана были незначительны. Поступление воды быстро прекратили, но из-за разрушения в носовой части ухудшилась маневренность корабля, скорость упала до 18 узлов. Из-за сотрясения возникли неполадки в системе управления артиллерийским огнем. В 12 ч на мостик из поста энергетики и живучести доложили о завершении работ по подкреплению переборок. В 12 ч 10 мин "Нюрнберг" атаковали два британских самолета, после чего Г. Лютьенс решил разделить свое соединение на две части. Каждому крейсеру были приданы эсминцы. "Нюрнбергу" достался "Кюнне", и утром 14 декабря они без дальнейших приключений добрались до своих берегов, и затем поврежденный крейсер проследовал Кильским каналом на верфь-строитель, которая приступила к ремонтным работам.

Ремонт завершился 29 апреля 1940 года. С 14 по 19 июня "Нюрнберг" вместе с эсминцем "Эрих Штейнбринк" и тральщиками из состава 2-й флотилии находились в охранении транспорта "Леванте", с горными стрелками на борту, приняв участие в операции с кодовым названием "Норд". Переход конвоя из Киля в Дротхейм прошел без происшествий.

25 июля 1940 года крейсер становится флагманским кораблем соединения. В него вошли эсминцы "Ганс Лоди", "Фридрих Инн", "Пауль Якоби", "Карл Гальстер". Целью операции стало обеспечение перехода поврежденного линкора "Гнейзенау" в Германию на ремонт. Первый день перехода был без каких-либо происшествий, 26-го произошла встреча с миноносцами. Вскоре один из них, "Лухс", гибнет от таинственного подводного взрыва. 28 июля конвой прибыл в порт назначения.

Конец 1940 года прошел для "Нюрнберга" в рутинной службе. В ночь с 4 на 5 декабря "Нюрнберг" и "Кельн" вышли в море на минную постановку в проливах Каттегат и Скагеррак, но из-за плохой погоды предстоящую операцию "Франкфурт" отменили.

7 февраля 1941 года "Нюрнберг", вместе с тремя оставшимися в строю крейсерами, становится фактически учебным кораблем. До сентября крейсер выполнял свои новые обязанности. 8 сентября командование немецкого флота отдало приказ о формировании "Балтийского флота". "Нюрнберг" вошел в состав "Северной группы" и с 25 сентября по 1 октября крейсировал у Аландских островов сначала с линейными силами, потом с эсминцами 8-й флотилии. 29 сентября крейсер столкнулся с танкером "Ригель", получив незначительные повреждения.

8 конце 1941 года А. Гитлер объявил Норвегию "Зоной судьбы" и приказал перевести туда основные силы немецкого флота. "Нюрнберг" вошел в их число, но исполнение приказа затянулось. С января по август 1942 года крейсер находится у заводской стенки, проходя капитальный ремонт, во время которого произвели замену турбин и усилили зенитное вооружение. После завершения работ "Нюрнберг" прошел испытания, затем курс боевой подготовки не 11 ноября по 2 декабря перешел в Норвегию, на замену уходящего в Германию на капитальный ремонт "Адмирала Шеера". Крейсер не принимал участие в боевых действиях. После "Новогоднего боя" А. Гитлер приказал вывести из состава флота все тяжелые корабли, которые все же удалось отстоять новому главкому ВМФ К. Деницу. Что касается "Нюрнберга", то его вернули в учебные крейсера.

7 марта 1943 года крейсер находился у Нарвика в бухте Боген. Дул сильный ветер, и корабль снесло на сеть противоторпедного заграждения. В сети запутались винты, подоспевшие тральщики и буксир оттащили корабль, и позднее водолазы приступили к их очистке. В мае 1943 года "Нюрнберг" вернули в Германию. Во время перехода у Ставангера его атаковали два британских торпедных катера, но безрезультатно. Оставшийся путь прошел без происшествий. После прибытия в Германию крейсер зачислили в отряд учебных кораблей. В этом качестве он прослужил до конца 1944 года. 30 марта 1944 года на корабле в лазарете произошел первый пожар, а 13 июня 1944 года второй (возгорание кабелей в 3 отсеке). Оба пожара были быстро потушены.

12 октября "Нюрнберг" в составе соединения проводил маневры восточнее острова Борнхольм, где немецкие корабли были обнаружены советской подводной лодкой "Лембит" (капитан 3 ранга A.M. Матиясевич). Так как они выполняли различные маневры, и к тому же на большой скорости, попытки выхода в атаку не увенчались успехом, и A.M. Матиясевичу пришлось лишь наблюдать ход учений в перископ. На "Нюрнберге" о присутствии советской подводной лодки так ничего и не было известно. По свидетельству A.M. Матиясевича, беседовавшего с командиром крейсера капитаном 1 ранга Г. Гисслером после войны, сигнальщики все же обнаружили перископ, но их докладам не поверили.

28 октября в центральной части Балтийского моря проводили учения "Адмирал Шеер", "Лютцов", "Адмирал Хиппер", 6-я флотилия эсминцев и 2 миноносца. Но из-за сильного шторма программу учений сократили, и корабли вернулись в базу. Позднее "Нюрнбергу" не пришлось принимать участие в обстрелах наступавших частей Советской Армии. 3 января 1945 года крейсер выходит в море из Свинемюнде на минную постановку в водах Южной Норвегии. В операции принимали участие минные заградители "Линц" и "Эльзасе". Ход операции был омрачен гибелью минного заградителя "Эльзасе" 5 (по другим данным, 6) января на немецких минах у датского побережья. После завершения операции крейсер находился в Осло-Фиорде.

После короткого перерыва, 13-14 января 1945 года прошла очередная операция по постановке оборонительного минного заграждения "Титус-I". В операции принимали участие крейсер "Нюрнберг" (флаг командующего эсминцами контр-адмирал Л. Крайша), минный заградитель "Линц", эсминцы "Теодор Ридель", "Фридрих Инн", миноносцы "Т-19", "Т-20" и 7 катеров-тральщиков из состава 8-й флотилии. Операция была успешной, несмотря на противодействие британской авиации. В немецком соединении потерь не было.

27 января крейсер прибывает в Копенгаген — война для него закончилась — в Германии катастрофически не хватало нефти, и экипажу вполне боеспособного крейсера в качестве зрителей пришлось безучастно наблюдать агонию Германии. Последним эпизодом войны стало отражение 5 мая попытки членов датского движения сопротивления уничтожить корабль с использованием взрывающегося катера. Нападение отбили огнем зенитных автоматов. Потери экипажа при этом составили 4 человека.

8 мая Германия капитулировала перед западными союзниками, 9 мая перед СССР. Жизнь на немецких кораблях, оказавшихся в Копенгагене, шла прежним чередом. Вечером 9 мая в аэропорту Копенгагена высадилась рота 13 парашютного батальона 6-й британской воздушно-десантной дивизии, затем появились и английские моряки. К ним примкнул военный корреспондент Вудворд, который стал свидетелем следующей исторической сцены: "Потрепанный "Фольксваген" с большим белым флагом проехался вокруг Конгренс-Нютров, главной площади Копенгагена и подрулил к отелю "Д'Англетер", где намеревалась расположиться британская администрация.

В машине сидели два мертвенно-бледных германских морских офицера в потертых кожаных пальто и помятых фуражках. Золотые нашивки потускнели. В машине также находились матрос-шофер и мрачная женщина в форменной блузе женского вспомогательного корпуса.

Женщина выбралась из машины и направилась к единственному человеку в британском мундире, которого немцам удалось увидеть. Это был военный корреспондент, и по счастливому совпадению, автор этой книги. Он стоял у дверей отеля и беседовал с портье. Женщина сказала, что прибыла вместе с двумя офицерами, уполномоченными оформлять сдачу германских кораблей, находящихся в порту." (Тулейе Т. Вудвард Д. Сумерки морских богов, стр. 476-477). Немецкие офицеры были отправлены находившимся в шоковом состоянии портье и корреспондентом в комнату администрации, где находились британские морские офицеры.

Вскоре "Нюрнберг" и все остальные находящиеся в порту корабли номинально перешли под британский контроль. С крейсера выгрузили боезапас и 24-26 мая его под охранением британских крейсеров "Девоншир" и "Дидо" перевели в Копенгаген, а затем в Вильгельмсхафен. В Вильгельмсхафене "Нюрнберг" ждал решения своей участи.

Летом 1945 года бывшие союзники делили остатки немецкого флота. "Нюрнберг" вошел в советскую долю. Как только об этом стало известно англичанам, которые не забыли самозатопления немецкого флота в Скапа-Флоу, они сразу же приняли меры. В воскресенье 16 декабря 1945 года была проведена операция "Силвер" морская пехота заняла корабли, передаваемые СССР, немецкие экипажи перевели в лагеря для военнопленных, крейсер во избежание "случайностей" поставили в док.

5 (по другим данным, 19) ноября корабль был зачислен в списки советского военно-морского флота. В Кронштадте начато формирование "спецкоманды" для приемки "Нюрнберга", в нее вошли 309 человек, из них 21 офицер. Первым советским командиром был назначен капитан 2 ранга С.С. Ворков, в 1941-1944 годах командовавший гвардейским черноморским эсминцем "Сообразительный".

В декабре 1945 года советские моряки прибыли в Вильгельмсхафен и приступили к приемке крейсера. Официальная церемония передачи была проведена 2 января 1946 года. На "Нюрнберге" подняли флаг вице-адмирала Ю.Ф. Ралля, и переданные корабли ушли в Лиепаю, куда прибыли 5 января. Там уже находилась подводная лодка "Лембит". Тогда-то и состоялась беседа командиров крейсера и подлодки. Позднее в своих мемуарах A.M. Матиясевич очень хорошо отозвался о Гисслере.

Официальный акт о передаче крейсера был подписан, немецкий экипаж перевели на плавбазу и отправили в западную зону оккупации.

Завершая историю "Нюрнберга", следует отметить, что его последний командир Гисслер основал общество ветеранов "Шарнхорста" и "Нюрнберга". Сейчас это единственная активно действующая ветеранская организация Кригсмарине.

13 февраля крейсер переименовали в "Адмирал Макаров" и 15 февраля 1946 года его зачислили в состав Северо-Балтийского флота с главной базой в Таллине. После того, как экипаж освоил корабль, началась рутинная служба. Каждый год "Адмирал Макаров" приходил в Ленинград на майские и ноябрьские праздники. В это время конструкторы ЦКБ-17 разрабатывали проект модернизации крейсера. Работы провели в 1949-1951 годах.

С крейсера сняли почти все легкое зенитное вооружение. Остались только 2 счетверенных 20-мм автомата. На борту появились К) двухствольных 37-мм автоматов модели В-11. Немецкое радиоэлектронное вооружение было дополнено советской радиолокационной станцией управления огнем "Редан-2". Позднее все радиолокационные станции заменили отечественными аналогами.

Летом крейсер занимался боевой подготовкой, а зимой становился к заводской стенке. В сентябре 1951 года "Адмирал Макаров" становится "киноактером", он снимался в фильме "Незабываемый 1919", изображая британский крейсер "Диомид". 13 октября 1954 года (по другим данным, 24 декабря 1955 года) корабль переклассифицировали в учебный крейсер и перевели в состав Кронштадтской военно-морской крепости. Летом 1957 года прошел большой поход с курсантами по Балтике и Северному морю.

27 марта 1956 г. приняли решение о переводе корабля на Север. При этом планировали использовать его в испытаниях ядерного оружия на Новой Земле. 28 августа 1958 г. это решение отменили, 20 февраля 1959 года "Адмирал Макаров" исключили из списков флота, передали Отделу Фондового Имущества для разборки на металл. По некоторым данным, разборка крейсера затянулась, и до конца 1960-х годов он использовался в качестве плавказармы в Кронштадте.