Линейные корабли Фашистской Германии, "Бисмарк", "Тирпиц". История создания, ттх, фотографии немецких линкоров времен ВОВ.
 
Информация по составу и вооружению
военно-морского флота
Гитлеровской Германии в 1939 - 1945 годах.
 
   
   О кригсмарине
           История
           Структура
           Персоналии
   Надводные силы
           Линкоры
                   Тип "Бисмарк"
                   Тип "Гнейзенау"
                   Тип "Дойчланд"
           Тяжелые крейсера
                   Тип "Хиппер"
                   Тип "Дойчланд"
           Легкие крейсера
                   Тип "Эмден"
                   Тип "К"
                   Тип "Лейпциг"
           Вспомогательные крейсера
           Авианосцы
           Учебно-арт. суда
           Эсминцы и миноносцы
   Подводные силы
   Нереализованные проекты
           Линкоры класса "H"
                   Тип "H-39"
                   Тип "H-40"
                   Тип "H-41"
                   Тип "H-42, H-43, H-44"
           Крейсера типа "О"
   Форма Кригсмарине
   Символика Кригсмарине
   Фотогалерея
   Rambler's Top100

Линкоры в ХХ веке.

Линейный корабль, сокращённо линкор, — тяжело вооружённый и бронированный артиллерийский военный корабль, основными задачами которого является уничтожение кораблей противника в составе боевого соединения и бомбардировка целей на побережье. Первые линейные корабли появились во флотах европейских стран в начале XVII века. По итогам второй мировой войны, в связи с выходом на первые роли палубной и береговой авиации, а также подводных лодок линкоры, как тип военных кораблей, были признаны устаревшими. Последние линейные корабли были сняты с вооружения (в США) в девяностых годах XX века.

Термин «линейный корабль» возник во времена парусного флота, когда в бою многопалубные корабли выстраивались в линии так, чтобы во время своего залпа быть повёрнутыми противнику боком, а во время вражеской стрельбы — кормой. Дело в том, что наибольший урон цели наносил одновременный залп всех бортовых орудий. Появившиеся в середине XIX века паровые однопалубные корабли с малым количеством мощных орудий применяли ту же тактику и сохранили название, хотя технически они являлись фрегатами.

Вторая мировая война стала закатом линейных кораблей, так как на море утвердилось новое оружие, дальность действия которого на порядок превышала самые дальнобойные пушки линкоров — авиация, палубная и береговая. Классические артиллерийские дуэли ушли в прошлое и большая часть линкоров погибла вовсе не от артогня, а от действий с воздуха и из-под воды.

Так, при попытке прорыва в Северную Атлантику для проведения рейдерской операции немецкий линкор «Бисмарк» вступил 24 мая 1941 года в бой с английским линкором «Принс оф Уэлс» и линейным крейсером «Худ» и тяжело повредил первый, а также потопил второй из них. Однако уже 26 мая, возвращаясь с повреждениями из прерванной операции во французский Брест, он был атакован палубными торпедоносцами «Суордфиш», с авианосца «Арк Ройял», потерял ход и на следующий день был потоплен английскими линкорами «Родни» и «Кинг Джордж V» и несколькими крейсерами после 88-минутного боя.

7 декабря 1941 года японские самолёты с шести авианосцев атаковали базу американского тихоокеанского флота в гавани Пёрл-Харбор, потопив 4 и тяжело повредив другие 4 линкора, а также несколько других кораблей. 10 декабря японскими самолётами береговой авиации был потоплен английский линейный корабль «Принс ов Уэлс» и линейный крейсер «Рипалс». Линкоры стали вооружать всё большим числом зенитных орудий, однако это мало помогало против набиравшей силу авиации. Наилучшей защитой против авиации противника было присутствие авианосца, который таким образом приобретал ведущую роль в морской войне.

Английские линкоры типа «Куин Элизабет», действовавшие в Средиземном море, стали жертвами немецких подлодок и итальянских подводных диверсантов.

Их соперники, новейшие итальянские корабли «Литторио» и «Витторио Венетто», так и не встретились с ними в бою, ограничившись схватками с крейсерами и авиацией англичан. В 1943 г. они, после капитуляции Италии, ушли на Мальту сдаваться в плен англичанам, вместе с третьим, не воевавшим, «Рома». Не простившие им этого немцы атаковали эскадру, и «Рома» был потоплен новейшим оружием — радиуправляемой бомбой Х-1, которой также были повреждены и другие корабли.

Битва в море Сибуян , 24 октября 1944. Ямато получил бомбовое попадание близ носовой башни главного калибра, но не получил серьезных повреждений.

На заключительном этапе войны функции линкоров свелись к артиллерийской бомбардировке побережий и защите авианосцев. Самые большие в мире линейные корабли, японские «Ямато» и «Мусаси» были потоплены авиацией, так и не вступив в бой с американскими кораблями.

Однако линкоры еще продолжали оставаться серьезным политическим фактором. Сосредоточение в Норвежском море немецких тяжелых кораблей дало повод премьер-министру Великобритании Уинстону Черчиллю отозвать английские боевые корабли из региона, что привело к разгрому конвоя PQ-17 и отказу союзников в посылке новых грузов. Хотя при этом немецкий линкор «Тирпиц», столь напугавший англичан, был отозван немцами не видевшими смысла рисковать крупным кораблем при успешных действиях подводных лодок и авиации. Скрытый в норвежских фьордах и защищённый наземными зенитными орудиями, он был значительно поврежден английскими подводными минилодками, позже был потоплен сверхтяжёлыми бомбами "Толлбой" с английских бомбардировщиков. Действоваший вместе с «Тирпицем» «Шарнхорст» в 1943 г. встретился с английским линкором и эсминцами и был потоплен.

Последний бой непосредственно между линейными кораблями состоялся 25 октября 1944 года в проливе Суригао, когда 6 американских линкоров атаковали и потопили японский «Ямасиро».

Тупиковость развития линкоров показали немецкие проекты Н42 и Н44, по которым корабль водоизмещением 120—140тыс. тонн должен был иметь артиллерию калибром 508 мм и палубную броню 330 мм.

В условиях изменившихся обстоятельств, проекты по постройке ещё бо?льших линейных кораблей (американский «Монтана» и японский «Супер Ямато») были отменены. Последним линкором вступившим в строй стал британский «Вэнгард» (1946 г.), заложенный еще до войны, но достроенный лишь после ее окончания.