Легкие крейсера Кригсмарине, развитие легких крейсеров в Германии после Версальского договора, история крейсеров типа К, крейсер Эмден, легкие кресера типа Лейпциг.
 
Информация по составу и вооружению
военно-морского флота
Гитлеровской Германии в 1939 - 1945 годах.
 
   
   О кригсмарине
           История
           Структура
           Персоналии
   Надводные силы
           Линкоры
                   Тип "Бисмарк"
                   Тип "Гнейзенау"
                   Тип "Дойчланд"
           Тяжелые крейсера
                   Тип "Хиппер"
                   Тип "Дойчланд"
           Легкие крейсера
                   Тип "Эмден"
                   Тип "К"
                   Тип "Лейпциг"
           Вспомогательные крейсера
           Авианосцы
           Учебно-арт. суда
           Эсминцы и миноносцы
   Подводные силы
   Нереализованные проекты
           Линкоры класса "H"
                   Тип "H-39"
                   Тип "H-40"
                   Тип "H-41"
                   Тип "H-42, H-43, H-44"
           Крейсера типа "О"
   Форма Кригсмарине
   Символика Кригсмарине
   Фотогалерея
   Rambler's Top100

Легкие крейсера

По Версальскому мирному договору побежденная Германия получила право иметь в составе действующих сил шесть легких крейсеров. Первым немецким военным кораблем среднего водоизмещения, построенным после заключения мира, стал легкий крейсер “Эмден”, сошедший на воду в 1925 году. Это был заурядный корабль, мало чем отличавшийся от легких крейсеров типа “Эмден-lI”, строившихся в конце первой мировой войны: примерно такие же водоизмещение, мощность, скорость и вооружение при несколько лучшей броневой защите.

В дальнейшем этот корабль использовался для подготовки офицерских кадров: с 1926 года до начала войны он совершил девять заграничных учебных плаваний. В то время как немецкая военщина готовила кадры для будущего флота, заправилы германской промышленности в обход требований стран-победительниц тайно готовились к открытой гонке вооружений. “Первый заказ на пушки, выполненный фирмой “Рейнметалл” после 1918 года, — хвастал в 1943 году один из ее руководителей, — был предназначен для крейсеров “Кёнигсберг”, “Карлсруэ”, “Кёльн”, “Лейпциг” и “Нюрнберг”. Мы выполнили этот заказ, к полному удовлетворению немецкого военного флота, и в то же время проложили путь в деле строительства в Германии трехорудийных башен”.

И действительно первые в истории германского флота трехорудийные башни появились именно на трех однотипных крейсерах — “Карлсруэ”, “Кёнигсберг” и “Кёльн”, спущенных на воду в 1927-1928 годах. На них же опробовалась еще одна новинка — дизели для экономического хода.

Два таких двигателя мощностью по 900 л.с. были установлены в общем помещении позади машинных отделений, и каждый из них через зубчатую передачу и гидравлическую муфту можно было подключать к валу турбины.

Тогда считали, что, идя только на дизелях, крейсер приобретет большую дальность плавания. На практике же при этом все равно приходилось нередко держать в готовности и турбины. Когда же корабль шел на турбинах, крейсерские дизели оказывались лишним балластом. Кроме того, слишком узкий и лёгкий корпус сделал корабли маломореходными, что сделало невозможным эффективное применение крейсеров в северных морях.

Однако, мечтая о грядущих крейсерских операциях на дальних океанских коммуникациях, немецкие адмиралы настаивали на дальнейшем совершенствовании комбинированной силовой установки, и через два года на воду сошел новый легкий крейсер “Лейпциг”, у которого паровые турбины и дизель сочетались более гармонично за счет трехвапьной установки. Два внешних винта приводились в действие турбинами мощностью по 33 тыс. л. с. каждая, а средний винт — четырьмя двухтактными дизелями суммарной мощностью 12400 л. с. Впрочем, обводы корпуса не изменились и мореходность «Лейпцига» оказалась не лучше чем у предшественников.

По остальным показателям “Лейпциг” почти не отличался от своих предшественников: при водоизмещении 6980 т он нес такое же вооружение и броневую защиту, но имел большую дальность плавания — 5700 миль вместо 5200.

Затем в постройке легких крейсеров в Германии произошел пятилетний перерыв. А уже в декабре 1934 года стало известно, что немцы спустили на воду новый крейсер — “Нюрнберг”. К моменту ввода этого корабля в строй никаких данных по нему опубликовано не было, и лишь позднее выяснилось: “Нюрнберг” — увеличенная модификация “Лейпцига” с более совершенной зенитной артиллерией.

Из легких крейсеров, как мы знаем, первыми нашли свою погибель в Норвежской операции “Кёнигсберг” и “Карлсруэ”. Но первыми получили боевые повреждения во второй мировой войне не они, а крейсер “Лейпциг”: в декабре 1939 года, прикрывая эсминцы, ставившие мины у восточных берегов Англии, он был поражен торпедой английской подводной лодки “Салмон” и после .долгого ремонта отправлен на Балтику. Здесь он присоединился к трем другим легким крейсерам — “Нюрнбергу”, “Эмдену” и “Кёльну”, переведенным в Балтийское море поспе минных постановок в Северном море и участия в Норвежской операции.

В октябре 1944 года на Балтике “Принц Ойген” в густом тумане случайно таранил потерявший ход “Лейпциг” неподалеку от Гдыни. Целых 14 часов потребовалось фашистам для того, чтобы развести корабли и приступить к буксировке тяжело поврежденного “Лейпцига” в один из датских портов. Там он и капитулировал в мае 1945 года. Год спустя этот корабль был затоплен союзниками в Северном море с грузом отравляющих веществ. Такая же участь постигла “Эмден”, затопленный после бомбардировки в Киле, “Кёльн”, затонувший от бомб а Вильгельмсхафене. “Нюрнберг” сдался в Копенгагене.