"Корморан" - рейдер фашистской Германии: история создания, фотографии, техническое описание, история службы и гибели.
 
Информация по составу и вооружению
военно-морского флота
Гитлеровской Германии в 1939 - 1945 годах.
 
   
   О кригсмарине
           История
           Структура
           Персоналии
   Надводные силы
           Линкоры
                   Тип "Бисмарк"
                   Тип "Гнейзенау"
                   Тип "Дойчланд"
           Тяжелые крейсера
                   Тип "Хиппер"
                   Тип "Дойчланд"
           Легкие крейсера
                   Тип "Эмден"
                   Тип "К"
                   Тип "Лейпциг"
           Вспомогательные крейсера
           Авианосцы
           Учебно-арт. суда
           Эсминцы и миноносцы
   Подводные силы
   Нереализованные проекты
           Линкоры класса "H"
                   Тип "H-39"
                   Тип "H-40"
                   Тип "H-41"
                   Тип "H-42, H-43, H-44"
           Крейсера типа "О"
   Форма Кригсмарине
   Символика Кригсмарине
   Фотогалерея
   Rambler's Top100

Рейдер "КОРМОРАН"

Корморан. Редкие фотографии крейсера Корморан

Корморан. Редкие фотографии крейсера Корморан

Корморан. Редкие фотографии крейсера Корморан

ОСНОВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Тип Вспомогательный крейсер
Государство флага Германия
Спущен на воду 15 сентября 1938 г.
Современный статус Потоплен 17 ноября 1941 г.
ПАРАМЕТРЫ
Тоннаж 19 900 т. - как торговое судно
8 736 брт - как рейдер.
Длина 164 м - общая.
Ширина 20,2 м
Осадка 8,5 м
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
Силовая установка двухвальная дизель-электрическая установка 16000 л. с.
Скорость 19 узлов
Экипаж 397 офицеров и матросов
ВООРУЖЕНИЕ
Артиллерия 6 x 150-мм
1 x 75-мм
4 40-мм
2 x 37-мм
5 x 20-мм AA
6 ТА
390 мин
малый катер
Авиация 2 самолёта Arado Ar-196

«Корморан» (нем. Kormoran) — немецкий вспомогательный крейсер времён Второй мировой войны. HSK-8, бывшее торговое судно «Штейермарк» (нем. Steiermark), в германском флоте обозначался как «Судно № 41», во флоте Великобритании — «Рейдер „G“».

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

«Корморан» был построен в Киле на верфи «Германиаверфт» и спущен на воду 15 сентября 1938 года как торговое судно «Штейермарк» ГАПАГа, «Линии Гамбург—Америка». Переименованный в «Корморан» («Kormoran» или «Cormorant»), он начал службу в Кригсмарине 9 октября 1940 года под командованием капитана 2-го ранга Теодора Детмерса.

БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ

РЕЙДЕРСКИЙ ПОХОД

"Истребитель торговли" - так окрестили подобные суда немцы - покинул оккупированный норвежский порт Ставангер 13 декабря 1940 года. Обманув английские дозоры, он вышел через Датский пролив (между Исландией и Гренландией) в Атлантику и вскоре достиг своей оперативной зоны - Индийского океана. Там он и разбойничал почти год. Замаскированный под безобидное судно, топил транспорты союзников и нейтральных государств. В последнем своем маскараде рейдер изображал голландца "Страат Малакка". "Прототип" выбрали не случайно: "Корморан" действительно был похож на него, а искусный грим еще более усилил это сходство. Новое имя написали на носу и корме. Корпус выкрасили в темно-серый цвет, надстройки - в коричневый. Черная труба и желтые мачты дополнили картину. На открытых платформах поставили деревянные макеты противолодочных пушек, таких, что полагались настоящему и купцу и, плавающему в одиночку.

К берегам Австралии в утро 19 ноября Детмерса привело настоятельное желание избавиться от неприятного и опасного груза мин, которые "Корморан" таскал с собой с самого начала похода. Командир решил заминировать подходы к портам Западной Австралии.

Стояла прекрасная погода. С юго-запада дул свежий бриз, по морю катились небольшие гладкие волны. Видимость была изумительной.

Незадолго до 16 часов сигнальщики "Корморана" увидели на горизонте прямо по носу дым приближающегося судна. Немедленно пробили боевую тревогу, и команда разбежалась по постам. Вскоре убедились: навстречу идет военный корабль. Рейдер, направлявшийся до этого на север, изменил курс на юго-запад и стал уходить полным ходом прямо на закатное солнце, против ветра и волн. Как мы увидим, это впоследствии сыграло немаловажную роль.

За долгое крейсерство Детмерс не раз продумывал свои действия в случае внезапной встречи с боевым кораблем противника, превосходящим "Корморан" по вооружению и скорости. И вот судьба посылала ему возможность проверить теоретические разработки на практике. Капитан с удовольствием предпочел бы избежать этого, но было ясно: у противника огромное превосходство в скорости - оторваться не удастся. Тумана или дождевого шквала не предвиделось, а до наступления темноты крейсер, даже не форсируя машин, свободно настигнет "Корморан". Оставалось одно - как можно дольше играть роль безобидного и бестолкового "купца", тянуть время и попытаться завлечь противника под неожиданный удар своей артиллерии и торпедных аппаратов.

БОЙ С "СИДНЕЕМ" И ГИБЕЛЬ

На "Сиднее", а это был он, тоже увидели "Корморан". Крейсер шел на юг во Фримантл. Но любое встречное судно полагалось досмотреть. "Сидней" повернул на юго-запад и увеличил скорость до 25 узлов. Высокие белые буруны поднялись по обе стороны форштевня. Командир крейсера запросил прожектором "купца", требуя показать свой опознавательный. На это Детмерс не спеша поднял голландский флаг, продолжая уходить полным ходом. "Сидней" вновь повторил запрос. Детмерс повиновался и приказал показать флажный сигнал "RKQI", что было правильным для "Страат Малакка", но ответ подняли на фалах - между трубой и фокмачтой. С подходящего с кормы крейсера сигнала почти не видно. Снова следует требование повторить опознавательный. В 16 часов 20 минут оба корабля разделяло не более трех километров, но Детмерс ждал, когда преследователь подойдет еще ближе и очутится прямо по борту, чтобы можно было ввести в дело всю артиллерию и торпедные аппараты. Он знал, что флажная болтовня неизбежно окончится и тогда заговорят пушки, а пока надо выиграть время.

Стоящим на мостике немцам все очень хорошо видно. С замаскированного дальномера давно уже поступают данные о расстоянии и пеленге в центральный пост, а оттуда к орудиям. В страшном напряжении застыли на своих местах орудийные расчеты, готовые в любую секунду открыть огонь. Артиллеристы не видят противника, но, глядя на мерно пощелкивающие стрелки принимающих приборов совмещения у орудий, они могут судить о расстоянии до него. Ведь настоящие, не деревянные пушки и торпедные аппараты скрыты маскировкой - откидными щитами - в бортах на баке, под ложными люковинами трюмов, в надстройке на юте...

А наверху продолжается игра. Пытаясь сбить командира крейсера с толку, "Корморан" непрерывно посылает по радио сигналы бедствия: "невинного купца" якобы атакует неизвестный надводный рейдер. На новые запросы прожектором немцы отвечают флажными сочетаниями в намеренно искаженной форме или же подымают сигналы "не понимаю". С "Сиднея" запрашивают; "Куда следуете?" Ответ: "В Батавию" - выглядит вполне правдоподобно. В 17 часов 28 минут крейсер уже совсем близко, и Детмерс приказывает застопорить машины. "Сидней" проскакивает вперед и оказывается прямо по борту рейдера.

В свои сильные бинокли немцы рассматривают освещенные солнцем палубу и мостик "Сиднея". Видят, что лишь половина прислуги зенитных четырехдюймовок крейсера находится на местах. Обман пока удается, и командир "Сиднея" верит, что перед ним голландец.

Правда, носовые башенные орудия крейсера как бы "на всякий случай" наведены на "купца". Поэтому в эти последние мирные секунды Детмерс лихорадочно решает: куда стрелять! Подчиняясь команде с поста центральной наводки, весь бортовой залп четырех шестидюймовок "Корморана" будет послан в одно место. Но в какое? "Сидней" вооружен восемью шестидюймовыми пушками в четырех бронированных башнях, по две в носу и корме, и восемью четырехдюймовыми в середине корабля на не защищенных броней установках. Сомнения одолевают командира. Стрелять в носовые башни? Но тогда кормовые успеют всадить залп в борт рейдера. Следовательно, надо бить по мостику, туда, где находится пост управления артиллерийским огнем, уничтожить систему центральной наводки и тем дезорганизовать огонь противника.

Детмерс дает соответствующее указание старшему артиллеристу.

Игра подходит к концу. Опять замигала сигнальная лампа на "Сиднее": "Сообщите ваш секретный опознавательный". "Корморан" не отвечает. Да и никакие увертки не помогут командиру. Но Детмерс все еще стремится оттянуть развязку, рассчитывая, что ветер подгонит его высокобортный корабль ближе к противнику. Вновь "Сидней" повторяет приказ.

И "Корморан" дает свой единственный ответ - взвыли ревуны, упали щиты, прикрывавшие пушки, голландский флаг скользнул вниз, а на гафель взвился военно-морской германский. И не успел он еще подняться, как тишину разорвал грохот орудий. В рекордное время - через 6 секунд после отдачи приказа - артиллеристы рейдера открыли огонь...

Всего 800 метров разделяли противников. На таком фантастически близком расстоянии промахнуться невозможно. Первые снаряды немцев попали в мостик "Сиднея" и уничтожили артиллерийский пост. "Корморан" разрядил также свой торпедный аппарат правого борта и открыл огонь из многочисленных автоматических пушек. Одновременно со вторым залпом рейдера ответили и пушки "Сиднея". Но солнце слепило наводчиков - перелет. А снаряды "Корморана" вновь достигли цели, уничтожив две башни крейсера. Торпеда угодила в его носовую часть. Корабельная катапульта "Сиднея" с гидросамолетом, готовым к старту, развернулась на борт, и спустя мгновенье огненный смерч взрыва снес ее и самолет в воду. Без системы центральной наводки кормовые башни перешли на самостоятельный огонь. Это замедляло их стрельбу. Снаряды автоматических пушек и пули крупнокалиберных пулеметов рейдера не позволили запасным расчетам занять места у торпедных аппаратов и зенитных орудий. Однако в рейдер тоже угодили три шестидюймовых снаряда. Первый пронзил трубу и взорвался у борта, второй проник во вспомогательное котельное отделение и вывел из строя противопожарную систему, третий разрушил трансформаторы главного двигателя. В машинном отделении начался пожар. Аварийная партия боролась с огнем, пока не погибла целиком. Рейдер потерял ход. Но ожесточенный бой продолжался. На "Сиднее" пылало пламя, он сильно осел носом. Залпы "Корморана" поражали его каждые пять секунд. По-видимому, на нем вышло из строя рулевое управление, а может быть, он пытался таранить рейдер (так считали немцы), во всяком случае крейсер, описав циркуляцию, устремился на противника и прошел за его кормой в каких-нибудь ста метрах. Стрельба временно прекратилась, так как "Сидней" вышел из сектора обстрела орудий правого борта "Корморана".

Но через несколько минут уже загрохотали пушки левого борта. "Сидней" попытался ввести в бой оставшиеся неповрежденными четырехдюймовки справа, ведь его кормовые башни не действовали. Одновременно он выпустил четыре торпеды, но все они пронеслись мимо неподвижного рейдера.

К 18 часам начинает смеркаться. Пылающий от носа до кормы, окутанный клубами черного дыма "Сидней" медленно уходит на юг от рейдера, продолжающего посылать в него снаряд за снарядом. На крейсере гремят взрывы. Пушки его давно молчат, мачты упали, палубные надстройки превращены в груды искореженного металла. Временами, не видя за дымом цепи, немецкие комендоры бьют по отблескам пламени. Около 18 часов 30 минут "Сидней" оказывается вне досягаемости огня артиллерии рейдера. Бой прекращается.

Положение "Корморана" немногим лучше, чем у противника. Пламя бушует в центральной части судна и того гляди достигнет хранилища мин. Этих проклятых мин, от которых так хотел избавиться Детмерс. Не будь их, "Корморан", возможно, спасся бы.

Наконец, видя бесполезность борьбы с огнем, Детмерс приказывает команде покинуть корабль. Часть спасательных шлюпок уничтожена пожаром, так что вся надежда на резиновые лодки и плоты. Из трюма вручную удается поднять две стальные шлюпки. В час после полуночи Детмерс спускает флаг и оставляет судно. Через двадцать минут раздается ужасающей силы взрыв мин, и "Корморан" кормой вперед уходит под воду.

Многие часы, пока команда рейдера пыталась спасти свой корабль, она видела зарево там, куда ушел "Сидней". Постепенно оно слабело и около полуночи исчезло. Больше о крейсере ничего не известно. Каков был его конец - затонул ли избитый корабль в разыгравшийся ночью шторм или пламя пожаров достигло погребов с боезапасом и крейсер взорвался? Что происходило на нем в последние часы и почему никто не спасся? Можно задать еще много подобных вопросов и не получить ответа...

317 членов немецкой команды высадились в Акульей бухте, на западном побережье Австралии. Там они без сопротивления сдались в плен и впоследствии рассказали, что до полуночи 19 ноября видели зарево "Сиднея", которое потом исчезло. Из 645 человек австралийской команды никто не спасся. Немцы потеряли 80 человек.

ДОСТИГНУТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ДАТА

НАЗВАНИЕ

ТИП

ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ

ТОННАЖ

СУДЬБА

   6 января 1941 г.

   Antonis

   грузовое судно

   Греция

   3 729

   потоплено подрывными зарядами

   18 января 1941 г.

   British Union

   танкер

   Великобритания

   6 987

   потоплено торпедой

   29 января 1941 г.

   Africa Star

   рефрижиратор

   Великобритания

   11 900

   потоплено подрывными зарядами

   29 января 1941 г.

   Eurylochus

   грузовое судно

   Великобритания

   5 723

   потоплено торпедой

   22 марта 1941 г.

   Agnita

   танкер

   Великобритания

   3 552

   потоплено торпедой

   25 марта 1941 г.

   Canadolite

   танкер

   Канада

   11 309

   Отправлен во Францию как приз

   9 апреля 1941 г.

   Craftsman

   грузовое судно

   Великобритания

   8 022

   потоплено торпедами и артиллерией

   12 апреля 1941 г.

   Nicolas D.L.

   грузовое судно

   Греция

   5 486

   потоплено торпедой

   26 июня 1941 г.

   Velebit

   грузовое судно

   Югославия

   4 153

   потоплено артиллерией

   26 июня 1941 г.

   Mareeba

   грузовое судно

   Великобритания

   3 472

   потоплено подрывными зарядами

   26 сентября 1941 г.

   Stamatios G Embiricos

   грузовое судно

   Греция

   3 941

   потоплено подрывными зарядами

   19 ноября 1941 г.

   Sydney

   легкий крейсер

   Австралия

   ------

   потоплен артиллерией в бою

За войну «Корморан» потопил и захватил 11 судов, общий тоннаж которых составил около 70 000 брт.

СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Поиски «Сиднея» после войны не прекращались. Исследователи регулярно сообщают об обнаружении останков австралийского крейсера, но каждый раз оказывалось, что произошла ошибка. В марте 2008 г. австралийский премьер подтвердил находку останков обоих кораблей.