Проекты суперлинкоров типа Н в Фашистской Германии. ТТХ проектов, их описание.
 
Информация по составу и вооружению
военно-морского флота
Гитлеровской Германии в 1939 - 1945 годах.
 
   
   О кригсмарине
           История
           Структура
           Персоналии
   Надводные силы
           Линкоры
                   Тип "Бисмарк"
                   Тип "Гнейзенау"
                   Тип "Дойчланд"
           Тяжелые крейсера
                   Тип "Хиппер"
                   Тип "Дойчланд"
           Легкие крейсера
                   Тип "Эмден"
                   Тип "К"
                   Тип "Лейпциг"
           Вспомогательные крейсера
           Авианосцы
           Учебно-арт. суда
           Эсминцы и миноносцы
   Подводные силы
   Нереализованные проекты
           Линкоры класса "H"
                   Тип "H-39"
                   Тип "H-40"
                   Тип "H-41"
                   Тип "H-42, H-43, H-44"
           Крейсера типа "О"
   Форма Кригсмарине
   Символика Кригсмарине
   Фотогалерея
   Rambler's Top100

Линкоры типа "Н"

В 1937 году германское Верховное военно-морское командование (ОКМ = Оberkommando der Kriegsmarine) отдало приказ о начале работ над линейными кораблями нового типа, которые бы несли более тяжелые орудия главного калибра, чем два строящихся линкора Бисмарк и Тирпиц Немецкие военно-морские конструкторы сами считали корабли типа Бисмарк , хоть и удачными, но не вполне совершенными, потому что окончательный их проект содержал много компромиссных решений. Они также осознавали, что поскольку линкор все еще оставался самым престижным морским оружием, ОКМ и Адольф Гитлер желали иметь такие корабли этого класса, которые бы превосходили любые иностранные, способные появиться в ближайшее время. К тому времени стало ясно, что Япония не будет ратифицировать Вашингтонский военно-морской договор, а соответствующая статья последнего Лондонского договора 1936 года разрешала калибр орудий для линкоров в 406 мм. Когда к апрелю 1937 года Япония не подписала и Лондонский договор 1936 года, то и США заявили о своем намерении вооружить свои новые линкоры типа «Норт Кэролайн» 406-мм орудиями.

Линкоры типа Н

Адмирал Вернер Фухс, возглавлявший в ОКМ секцию по определению боевых требований к новым линкорам, согласовал оперативные требования к новому типу на встрече с Гитлером. Хотя Гитлер и проявлял интерес к чисто техническим аспектам проекта, он не понимал их взаимозависимости друг от друга. И когда фюрер предложил вооружить новые линкоры более мощными орудиями, чем это могли позволить себе вероятные противники, адмирал Фухс объяснил ему, что такое вооружение можно установить только на кораблях водоизмещением от 80000 до 120000 тонн, а такие большие корабли не смогли бы без расширения и углубления имеющихся фарватеров входить в германские порты Северного моря. После длительной дискуссии в 1937 году Гитлер согласился что наилучшим калибром для новых линкоров будет 406 мм. Когда начались проектные работы над линкорами типа «Н», специалисты кораблестроительного отдела также пришли к выводу, что калибр орудий придется ограничить 406 мм. Никаких других вариантов уже не рассматривали.

В течение всего 1937 года Гитлером владела навязчивая идея достижения соглашения с Великобританией по разделу сфер влияния в Европе. Но на встрече с адмиралом Редером в мае 1938 года германский лидер внезапно изменил свои взгляды и сказал, что Францию и Британию следует рассматривать как вероятных противников, если текущая политическая ситуация будет и далее ухудшаться. Основываясь на этих словах Оперативный отдел ОКМ разработал три предложения по будущему строительству боевых кораблей, но они выглядели технически неосуществимыми. Во второй половине 1938 года рассматривалось несколько альтернативных вариантов кораблестроительной программы. И один из них, расчитанный на 8 лет, но не отвечавший всем требованиям Оперативного отдела, после небольшого изменения был принят под официальным обозначением «план Z». Он предполагал постройку шести больших линкоров типа «Н», проектные работы над которыми уже начались и которые должны были составить ядро нового германского флота.

Линкоры типа Н

23 августа 1938 года Гитлер снова обсуждал будущие кораблестроительные программы с адмиралом Редером. Так как Франция и Британия мешали осуществлению его политических замыслов в Европе, он теперь считал их вероятными противниками. Он настаивал на вводе в строй линкоров «F» («Бисмарк») и «G» («Тирпиц») к концу 1940 года и на подготовке шести больших стапелей, чтобы недостаток судостроительных мощностей не задерживал постройку новых кораблей. Это означало, что большой пассажирский лайнер («Фатерлянд»), строившийся на верфи фирмы «Бломм унд Фосс» в Гамбурге, следовало спустить на воду как можно быстрее, чтобы освободить место для закладки линкора типа «Н». В январе 1939 года адмирал Редер представил на одобрение фюреру кораблестроительную программу (план Z), указав, что выполнена она может быть к 1946 году. Гитлер, однако, был очень взволнован и потребовал эакончить постройку шести линкоров типа «Н» к 1944 году, говоря: «Если я смог за шесть лет построить Третий Рейх, почему Флот не может построить за шесть лет шесть кораблей». Снова к фюреру послали адмирала Фухса, чтобы тот объяснил трудности постройки гигантских линкоров за столь короткий срок при загруженных производственных мощностях страны. Производство стали в Германии уже тогда было в критическом состоянии, так что даже при постройке Бисмарка и Тирпица возникали задержки. 25 октября 1937 года Гитлер предложил Редеру увеличить квоту стали на нужды Флота с 40000 до 75000 тонн. Сталеплавильные заводы Круппа для этого следовало расширить, но после принятия в 1939 году плана «Z» эту квоту пришлось бы снова увеличивать.

18 января 1939 года, случай беспрецедентный в Третьем Рейхе, Гитлер дал флоту неограниченные полномочия для выполнения своей кораблестроительной программы. Только четыре верфи имели слипы достаточной для постройки новых линкоров длины. Поэтому два линкора («Н» и «М») должны были заложить на верфи «Бломм унд Фосс» в Гамбурге, два («J» и «N») – на верфи концерна «Дечимаг» в Бремене, один («L») – на казенной верфи в Вильгельмсхафене и последний («К») – на верфи «Дойче верке» в Киле. Несмотря на довольно длинные слипы на этих верфях, планировалось корпуса кораблей, выходящие за их пределы, поддерживать бабками. Первым 15 июля 1939 года заложили киль линкора «Н», затем 1 сентября – «J» и 15 сентября – «К», но начавшаяся война остановила все строительство. В противном случае, возможно, что с учетом полученного приоритета эти корабли и удалось бы построить за шестилетний срок.

На другой своей встрече с Редером в 1939 году по поводу новых проектов боевых кораблей Гитлер указал на то, что каждый новый германский корабль должен иметь более мощные средства нападения и защиты, чем его соперник в британском флоте. Когда Редер заметил Гитлеру, что германский флот не будет готов к сражению с Royal Navy (Королевский флот Британии) по крайней мере до 1945 года, Гитлер заверил его, что для выполнения стоящих перед Германией политических задач флот не понадобится до 1948 года. Без всякой консультации с Редером, Гитлер 28 апреля 1939 года расторг англо-германский морской договор 1935 года. В мае он заявил, что намеченная кораблестроительная программа должна выполняться по плану, а отношения с Объединенным Королевством будут поддерживаться на дружеской основе.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА

Последние проекты предусматривали установку восьми орудий калибра 406 мм, устанавливаемых в четырех башнях. Предполагалось, что орудия смогут выбрасывать снаряды массой 1030 кг на расстояние до 36,4 км. Масса каждой башни составляла 1452 кг.

Артиллерия средних калибров должна была быть идентичной той, которая устанавливалась на Bismarck и Tirpitz, и состояла из 12 орудий 150 мм со стволами длиной 55 калибров, размещаемыми в шести спаренных башнях.

Новинкой была тяжелая зенитная артиллерия- 16 орудий калибра 105 мм в спаренных полностью закрытых башнях с электрическим управлением. Кроме того корабль должен был быть оснащен 20 пушками калибра 37 мм на различных лафетах, многочисленными зенитными автоматами 20 мм и шестью торпедными аппаратами калибра 533 мм.

Строительство кораблей серии H было поручено фирмам H.&J. Blohm & Voss в Гамбурге (корабль H) и фирме Deschimag в Бремене (корабль J). Было заложено только два суперлинкора из планировавшихся шести. Их окончание было запланировано на 1944 год. Заказы на остальные корабли были аннулированы в 1939 году, когда опьяненный блицкригом фюрер решил, что эти корабли не буду закончены до окончания войны. Работы над проектами H и J были прекращены в 1941 году, и корабли были пущены на слом прямо на верфях.

Насчет конкретных названий этих линкоров можно только гадать, нет никаких документально подтвержденных версий их наименований. Точно так же остается открытым и вопрос об эффективности их боевого применения. Во-первых, не ясно, удалось бы достроить эти корабли под постоянными налетами союзной авиации, а во-вторых, не разделили бы они судьбу суперлинкора Yamato, так и не сыграв предназначавшейся для них роли.