Тяжелые крейсера фашистской Германии: история создания и службы тяжелых крейсеров типа "Хиппер", "Дойчланд". ТТХ немецких тяжелых крейсеров "Адмирал Хиппер", "Принц Ойген", "Адмирал Шеер", "Адмирал Гр
 
Информация по составу и вооружению
военно-морского флота
Гитлеровской Германии в 1939 - 1945 годах.
 
   
   О кригсмарине
           История
           Структура
           Персоналии
   Надводные силы
           Линкоры
                   Тип "Бисмарк"
                   Тип "Гнейзенау"
                   Тип "Дойчланд"
           Тяжелые крейсера
                   Тип "Хиппер"
                   Тип "Дойчланд"
           Легкие крейсера
                   Тип "Эмден"
                   Тип "К"
                   Тип "Лейпциг"
           Вспомогательные крейсера
           Авианосцы
           Учебно-арт. суда
           Эсминцы и миноносцы
   Подводные силы
   Нереализованные проекты
           Линкоры класса "H"
                   Тип "H-39"
                   Тип "H-40"
                   Тип "H-41"
                   Тип "H-42, H-43, H-44"
           Крейсера типа "О"
   Форма Кригсмарине
   Символика Кригсмарине
   Фотогалерея
   Rambler's Top100

Тяжелые крейсера.

Тяжёлый крейсер — класс крейсеров, появившихся в результате Вашингтонского договора 1922 г.

Появлению класса тяжёлых крейсеров военно-морская история обязана в равной степени бережливым английским морякам и дипломатам ведущих государств Запада. В 1915 г. Британское Адмиралтейство опасаясь гипотетических немецких рейдеров с мощным вооружением заказало промышленности серию крейсеров, которые должны были превзойти любой перспективный немецкий крейсер по всем статьям. Строительство крейсеров типа «Хаукинс»(Hawkins) в итоге затянулось и на Первую Мировую войну корабли не попали. Но когда в 1922 г. на Вашингтонской конференции по ограничению морских вооружений было принято решение об ограничении качественных характеристик кораблей, в том числе крейсеров, англичанам не захотелось расставаться с новейшими и очень дорогими кораблями и они настояли на принятии характеристик «Хаукинсов» в качестве стандартных. Так появились статьи XI и XII Вашингтонского договора 1922 г. запрещавшие строить крейсера водоизмещением более 10000 тонн (английские длинные тонны) и с артиллерией крупнее 203 мм. Количество вновь построенных крейсеров не ограничивалось, но имелись суммарные ограничения на тоннаж флота в пропорции: 5;5:3:1,75:1, 75 соответственно для США, Великобритании, Японии, Франции, Италии. Поскольку на строительство линкоров был объявлен мораторий, началась «крейсерская» лихорадка.

Будучи важной силой всех крупных флотов, тяжёлые крейсера использовались очень интенсивно, однако результаты их деятельности оказались неоднозначными.

Британские тяжёлые крейсера хорошо проявили себя в роли защитника коммуникаций. Так крейсер «Эксетер»(Exeter) сумел выдержать бой с немецким карманным линкором, пусть и при поддержке двух лёгких крейсеров. В тоже время британские крейсера оказались крайне уязвимыми для атак с воздуха ввиду неадекватной системы ПВО. Характерен бой 5 апреля 1942 года, когда «Дорсетшир» (Dorsetshire) и «Корнуолл» (Cornwall) были потоплены японскими пикирующими бомбардировщиками D3A за 10 минут без потерь со своей стороны.

Американские крейсера понесли тяжёлые потери от японских одноклассников и эсминцев, особенно в ночных боях у острова Гвадалканал. Наиболее полезными они оказались в качестве кораблей огневой поддержки десантных операций, а новейшие крейсера и как корабли ПВО.

Дневные артиллерийские бои уступающий в силах противник вести не желал. Яванское море и Командорские острова ясно показали, что легкий крейсер днем не в состоянии дать отпор тяжёлому. Англичане на Средиземном море поняли это гораздо раньше и таких боев просто не принимали. Зато ночью ситуация оказывалась диаметрально противоположной. На первый план выходила не мощь орудий или дальнобойность, а огневая производительность. И здесь новейший лёгкий крейсер с 12 — 15 орудиями 152 мм оказывался явно сильнее тяжелого. Бой у мыса Эсперанс, бой в заливе Императрицы Августы, Новогодний бой у Нордкапа очень показательны в этом смысле. Американцы это осознали и перевели все свои тяжелые крейсера на север, где боев явно не предполагалось.

Крайне неудачно сложилась война для тяжёлых крейсеров Италии. Три корабля типа «Зара» погибли в бою у мыса Матапан 28-29 марта 1941 года под огнём британских линкоров, оставшиеся выходили в море весьма редко и никаких успехов не достигли.

Немецкие тяжёлые крейсера также не лучшим образом выступили на поле боя. «Блюхер» (Blucher) был потоплен в первом же походе норвежской береговой обороной, «Принц Ойген» (Prinz Eugen) после участия в бою в Датском проливе и операции «Церберус» провёл большую часть войны в ремонте и закончил её как корабль огневой поддержки на Балтике. «Адмирал Хиппер» провёл лишь один, относительно успешный рейдерский поход, а после повреждений в Новогоднем бою фактически выбыл из строя.

Японские тяжёлые крейсера превосходно показали себя на первом этапе войны, легко расправляясь с сопоставимым противником. Особенно они отличились в в сражениях в Яванском море и у острова Саво. За всё время войны японцы потеряли от артиллерийского огня лишь один тяжёлый крейсер — устаревший «Фурутака». В дальнейшем их главными противниками стали авиация и подводные лодки противостоять которым они не смогли. Тем не менее, тяжёлые крейсера оказались наиболее боеспособной силой японского флота.

Германия к началу войны имела на стапелях два тяжёлых крейсера типа «Адмирал Хиппер», но не закончила ни одного. При этом, недостроенный «Лютцов» (Lutzow) был в начале 1940 года продан СССР, и под именем «Таллин», будучи частично вооружённым, успел поучаствовать в обороне Ленинграда в качестве несамоходной батареи.

В целом, результаты применения тяжёлых крейсеров во Второй Мировой войне можно оценить как разочаровывающие. За исключением отдельных эпизодов, они не смогли оправдать немалых затрат на своё создание. Область их применения оказалась ограниченной, уязвимость чрезмерной, а стоимость высокой.