Проекты супер линкоров Германии Н 42-44. ТТХ и оценка проекта.
 
Информация по составу и вооружению
военно-морского флота
Гитлеровской Германии в 1939 - 1945 годах.
 
   
   О кригсмарине
           История
           Структура
           Персоналии
   Надводные силы
           Линкоры
                   Тип "Бисмарк"
                   Тип "Гнейзенау"
                   Тип "Дойчланд"
           Тяжелые крейсера
                   Тип "Хиппер"
                   Тип "Дойчланд"
           Легкие крейсера
                   Тип "Эмден"
                   Тип "К"
                   Тип "Лейпциг"
           Вспомогательные крейсера
           Авианосцы
           Учебно-арт. суда
           Эсминцы и миноносцы
   Подводные силы
   Нереализованные проекты
           Линкоры класса "H"
                   Тип "H-39"
                   Тип "H-40"
                   Тип "H-41"
                   Тип "H-42, H-43, H-44"
           Крейсера типа "О"
   Форма Кригсмарине
   Символика Кригсмарине
   Фотогалерея
   Rambler's Top100

Проекты "Н-42, H-43, H-44"

Назначение 8 ноября 1942 года Альберта Шпеера рейхсминистром по вооружению и снабжению, а также перевод некоторых конструкторов и инженеров, занятых проектированием линкоров, на другие срочные работы, включая создание новых подводных лодок, привели к ослаблению влияния Кораблестроительного отдела ОКМ. В качестве промежуточного звена между Шпеером и флотом поставили Комиссию по проектам новых кораблей, которую возглавил адмирал Карл Топп. Его группа имела задачей координацию требований флота с материальными и производственными возможностями Рейха, которыми ведал теперь Шпеер. Именно эта группа и разработала последние германские проекты линкоров «Н-42», «Н-43» и «Н-44».

<Кораблестроительный отдел не участвовал в этих проектах, его работа закончилась в августе 1942 года на проекте «Н-41». Вскоре после этого Гитлер потребовал, чтобы военно-морское командование рассмотрело возможность постройки очень больших линкоров. Не имея ограничений по калибру орудий и водоизмещению, оказалось возможным выполнить следующие требования:

  • скорость приблизительно 30 узлов;
  • горизонтальная защита, достаточная против снарядов и бомб;
  • защита днища, достаточная против мин, особенно под механизмами и котлами;
  • орудия главного калибра в правильном балансе с другими характеристиками проекта.

Комиссия по проектам новых кораблей в 1942-44 годах подготовила несколько проектов линкоров с учетом боевого опыта. Их характеристики не обсуждались ни с адмиралом Редером, ни с его преемником адмиралом Карлом Деницем, ни с теми офицерами, которые отвечали за определение боевых характеристик проектируемых кораблей. Эти люди решали более насущные проблемы, и у них не было времени на эфемерную программу строительства линкоров, которая требовала на выполнение по меньшей мере пять лет. Постройка всех надводных кораблей была прекращена или отложена в пользу строительства подводных лодок.

ПОСЛЕДНИЕ ПРОЕКТЫ НЕМЕЦКИХ ЛИНКОРОВ

Проект Н-42 Н-43 Н-44
Водоизмещение проектное 90,000 тонн 111,000 тонн 134,000 тонн
Водоизмещение полное 98,000 тонн 120,000 тонн 141,500 тонн
Длина по ватерлинии 305 м 330 м 345 м
Ширина по ватерлинии 42,8 м 48,0 м 51,5 м
Высота корпуса 19,15 м 20,0 м 21,0 м
Осадка проектная 11,8 м 12,0 м 12,65 м
Осадка полная 12,7 м 12,8 м 13,5 м
Вооружение 8 420-мм.
12 150-мм.
16 105-мм.
16 37-мм.
24 20-мм.
6 533-мм. ТТ
6 гидросамолетов
8 508-мм.
12 150-мм.
16 105-мм.
16 37-мм.
40 20-мм.
6 533-мм. ТТ
6 гидросамолетов
8 508-мм.
12 150-мм.
16 105-мм.
16 37-мм.
40 20-мм.
6 533-мм. ТТ
6 гидросамолетов
Защита палуба (суммарно) 330 мм. 330 мм. 330 мм.
Главный пояс 320 мм. 380 мм. 380 мм.
Толщина ПТП 45 мм. 45 мм. 45 мм.
ее расстояние от обшивки 7,65 м. 9,50 м. 11,00 м.
Мощность механизмов нормальная 270.000 метр. лс 270.000 метр. лс 270.000 метр. лс
Скорость при этом 31,9 узла 30,9 узла 29,8 узла
Мощность механизмов полная 300.000 метр. лс 300.000 метр. лс 300.000 метр. лс
Скорость при этом 32,2 узла 31,0 узла 30,1 узла
Дальность плавания на 19 узлах 20.000 миль 20.000 миль 20.000 миль
Тип силовой установки 4-х вальная 4-х вальная 4-х вальная
Скорость на дизелях 24 узла 23 узла 22,5 узла

(*) На всех проектах: на внешние валы работали по 4 дизеля «MZ65/95», на внутренние валы – по 1 ТЗА с возможностью форсирования.

(**) Для увеличения дальности плавания до 25.000 миль дополнительное топливо увеличивало бы полную осадку на 0,5 метра и снижало скорость на 0,15 узла. Проектное водоизмещение дано с 40 %-м запасом топлива.

В этих проектах бросается в глаза тенденция непрерывного роста размеров и водоизмещения из-за увеличения калибра, броневой защиты и расширения системы подводной защиты. Увеличение калибра главных орудий и рост угрозы с воздуха заставили применить три бронепалубы (60+140+130 мм.) вместо двух на «Н-41» (200 мм.). Предполагалось (а затем и подтвердилось экспериментами), что оптимальной толщиной закаленной брони являются 380 мм., а большая толщина (по принципу «равной защиты», принятому тогда при проектировании линкоров, толщина его брони должна защищать от таких же орудий, как на нем самом) не желательна из-за низкой вероятности попадания в борт на большой дистанции (а дистанция боя растет с ростом калибра орудий). Особенностью этих проектов было то, что углубление пояса под ватерлинией было большим, чем на предыдущих. Это сделали против ныряющих снарядов (при недолетах), которые нанесли "Бисмарку" в его бою с «Hood» и «Prince of Wales» значительные повреждения. Германские конструкторы знали об этих повреждениях из донесений с "Бисмарка" , полученных после этого боя. Максимальная толщина горизонтальной брони (палубы 140 и 130 мм.) проходила между противоторпедными переборками, а от них до бортовой обшивки горизонтальная защита складывалась из 60-мм. верхней палубы и 150-мм. скосов нижней бронепалубы. Но к концу 1944 года германские конструкторы уже поняли, что никакая защита не спасет корабль от многотонных «землетрясных» бомб, которые англичане применили по "Тирпицу"

Наиболее заметной особенностью этих кораблей была их система противоторпедной защиты. Немцы правильно считали торпеду самой большой опасностью для линкоров. Еще больше они уверовали в необходимость надежной системы защиты против них, получив чертежи французских линкоров типа «Richelieu». Мощная защита требовала и большого по размерам (особенно по ширине) корпуса, что поднимало водоизмещение корабля. Устойчивый рост глубины подводной защиты на германских линкорах виден из таблицы.

Сравнение систем ПТЗ последних германских линкоров

Корабль Ширина корпуса Глубина ПТЗ (оба борта) Глубина ПТЗ к ширине Полное водоизмещение
«Scharnhorst» 30 м. 9,0 м. 30,3 % 38.713 т.
«Bismarck» 36 м. 11,0 м. 30,7 % 49.924 т.
«Н-39» 37 м. 11,0 м. 29,3 % 63.596 т.
«Н-41» 39 м. 13,3 м. 32,8 % 76.000 т.
«Н-42» 42,8 м. 15,73 м. 35,6 % 98.000 т.
«Н-43» 48 м. 19,0 м. 39,5 % 120.000 т.
«Н-44» 51,5 м. 22,0 м. 42,3 % 141.500 т.

Проект «Н-42» отличался многопереборочной подводной защитой с двойным дном и скосами бронепалубы, к которым крепились верхние кромки противоторпедных переборок. Жидкое топливо размещалось в трех раздельных вытянутых по вертикали цистернах. На проекте «Н-43» глубину подводной защиты увеличили; структурно она походила на предыдущую, но с дополнительной 30-мм. переборкой. Следующим шагом усилили защиту с сохранением тех же орудий главного калибра.

На проекте «Н-44» защита от подводных взрывов имела существенное отличие: внешняя противоторпедная переборка отстояла от борта на 11 метров, а перед ней в качестве первичной защиты от торпедных взрывов от киля до скосов главной (нижней броневой) палубы проходили две переборки из нецементированной брони. Внешняя противоторпедная переборка имела толщину 45 мм. под скосами и 25 мм. над ними, а внутренняя – 30 мм. под нижней бронепалубой, 80 мм. между ней и средней бронепалубой и 25 мм. между средней броневой и верхней палубой. Дополнительные продольные переборки улучшали разделение на отсеки и увеличивали жесткость корпуса. Усилена и расширена была противоосколочная защита над верхней палубой, что явилось результатом анализа повреждений "Тирпица" которые он получил 1 апреля 1944 года. "Бисмарк" и "Тирпиц" имели отличные разделение на отсеки и остойчивость в поврежденном состоянии, но эти последние германские линкоры, имея большую ширину и лучшую подводную защиту, могли бы выдерживать и более значительные повреждения. Немцы справедливо считали, что с постоянным ростом заряда торпед будут расти и масштабы наносимых ими повреждений. А рост размеров водонепроницаемых отсеков надо компенсировать лучшим разделением и повышенной остойчивостью. Конечно, еще большее возрастание заряда боеголовок торпед союзников в ходе строительства этих линкоров, отчасти компенсировалось преимуществами их новой защиты, но, без сомнения, торпеды были бы очень эффективным оружием против кораблей таких больших размеров. Хотя только массированная торпедная атака, подобная предпринятым по «Yamato» и «Musashi», могла бы принести желаемый результат.

Возрастающая важность защиты от взрывов мин и неконтактных подводных взрывов авиабомб потребовала более глубокого внутреннего дна. Германские конструкторы полагал и, что с ростом воздушной угрозы надо гарантировать отсутствие затоплений помещений погребов и главных механизмов через конструкцию внутреннего дна. Неконтактные взрывы бомб, сброшенных на "Тирпиц" вызвали серьезные структурные повреждения корпуса, поэтому в последнем проекте немцы предусмотрели тройное дно, особенности конструкции которого даны в таблице.

Характеристики защиты днища на немецких проектах линкоров

Проект Глубина внутреннего дна Толщина верхней стенки топливных цистерн
«Н-42» 3,7 м 30 мм.- нецементированная броня
«Н-43» 4,1 м. 30 мм.- нецементированная броня
«Н-44» 4,7 м 30 мм.- нецементированная броня

Интересно и развитие энергетической установки в этих проектах. Как и в проекте «Н-41», все имели смешанную установку – дизели и турбозубчатые агрегаты с котлами высокого давления. Хотя дизели были мощнее, чем в проекте «Н-39», паровые турбины имели меньшую мощность на валу. Ограничения по передаче мощности на гребной вал и по мощности дизелей привели к тому, что мощность установки на всех трех проектах осталась одинаковой. Поэтому с ростом размеров кораблей их скорость падала.

Все проекты имели четыре вала и четыре руля, которые для увеличения эффективности их работы стояли каждый в струе своего винта. Увеличение числа рулей опять-таки вытекало из опыта «Bismarck».