Линкоры Кригсмарине типа Гнейзенау. Линейные корабли фашистской Германии "Гнейзенау" и "Шарнхорст". История создания, службы и гибели. Фотографии линкоров Шарнхорст и Гнейзенау.
 
Информация по составу и вооружению
военно-морского флота
Гитлеровской Германии в 1939 - 1945 годах.
 
   
   О кригсмарине
           История
           Структура
           Персоналии
   Надводные силы
           Линкоры
                   Тип "Бисмарк"
                   Тип "Гнейзенау"
                   Тип "Дойчланд"
           Тяжелые крейсера
                   Тип "Хиппер"
                   Тип "Дойчланд"
           Легкие крейсера
                   Тип "Эмден"
                   Тип "К"
                   Тип "Лейпциг"
           Вспомогательные крейсера
           Авианосцы
           Учебно-арт. суда
           Эсминцы и миноносцы
   Подводные силы
   Нереализованные проекты
           Линкоры класса "H"
                   Тип "H-39"
                   Тип "H-40"
                   Тип "H-41"
                   Тип "H-42, H-43, H-44"
           Крейсера типа "О"
   Форма Кригсмарине
   Символика Кригсмарине
   Фотогалерея
   Rambler's Top100

Тип "ГНЕЙЗЕНАУ"

В составе кригмарине было два линкора данного типа. Это "Гнейзенау" и "Шарнхорст". Несмотря на то, что данные корабли принадлежали к одному типу, некоторые различия между ними все таки присутствуют. Для того, чтобы посмотреть техничексие характеристики, а также историю службы интересующего Вас корабля просто кликните на его изображение ниже.

Фотографии линкора Гнейзенау Фотографии линкора Шарнхорст
Линкор "Гнейзенау" Линкор "Шарнхорст"

По совокупности параметров корабли типа «Гнейзенау» нередко (и вполне справедливо) называют линейными крейсерами. Однако, проект «Гнейзенау» в большей степени ведет свою родословную от "карманных линкоров". Единственное, что конструкторы позаимствовали у кайзеровских линейных крейсеров, так это схему бронирования. В остальном же тип «Гнейзенау» - просто выросший до нормальных размеров Дойчланд с третьей 283-мм башней и паротурбинной установкой.

Броневая защита «Гнейзенау» была к тому времени старомодной, но в то же время очень мощной. Вертикальный пояс из 350-мм цементированной брони крепился снаружи и мог противостоять 1016-кг 406-мм снарядам на дальностях более 11 км. Выше находился дополнительный 45-мм пояс. Броневых палуб было две: 50-мм верхняя и 80-мм (95-мм над погребами) нижняя со 105-мм скосами. Общий вес брони достиг рекордной величины - 44% от нормального водоизмещения! Противоторпедная защита имела в среднем ширину 5,4 м на каждый борт и отделялась от корпуса наклонной 45-мм переборкой.

283-мм орудия модели SKC-34 по сравнению с предыдущей моделью SKC-28 были несколько усовершенствованы: длина ствола увеличилась до 54,5 калибра, что позволило более тяжелому 330-кг снаряду обеспечить ту же дальность стрельбы - 42,5 км. Правда, Гитлер был недоволен: он считал германские корабли периода первой мировой войны явно недовооруженными и требовал установить 380-мм орудия. Лишь нежелание надолго затягивать вступление кораблей в строй (а новое вооружение задержало бы их готовность минимум на год) вынудило его пойти на компромисс, отодвинув перевооружение кораблей на момент их будущих модернизаций.

Весьма странным выглядит смешанное размещение средней, артиллерии в двухорудийных башнях и палубных щитовых установках. Но этот факт объясняется очень легко: последние уже были заказаны для несостоявшихся 4-го и 5-го "карманных линкоров", и конструкторы «Гнейзенау» просто "утилизировали" их.

Серия «Гнейзенау» обычно подвергается критике, что не совсем справедливо. Хотя они и обладали теми же недостатками, что и Бисмарк (к которым поначалу добавлялась неважная мореходность, заставившая перестроить носовую часть корпуса), но благодаря меньшим размерам в соответствии с критерием "стоимость-эффективность" он заслуживает неплохой оценки. Если бы «Гнейзенау» удалось перевооружить шестью 380-мм орудиями, то он вообще мог бы считаться очень удачным линейным крейсером, превосходящим британский Риноун почти по всем параметрам.