Рейдер Фашистской Германии "Атлантис": история создания, описание вооружения, боевой путь, потопленные корабли, редкие фотографии. Вспомогательные крейсера Кригсмарине.
 
Информация по составу и вооружению
военно-морского флота
Гитлеровской Германии в 1939 - 1945 годах.
 
   
   О кригсмарине
           История
           Структура
           Персоналии
   Надводные силы
           Линкоры
                   Тип "Бисмарк"
                   Тип "Гнейзенау"
                   Тип "Дойчланд"
           Тяжелые крейсера
                   Тип "Хиппер"
                   Тип "Дойчланд"
           Легкие крейсера
                   Тип "Эмден"
                   Тип "К"
                   Тип "Лейпциг"
           Вспомогательные крейсера
           Авианосцы
           Учебно-арт. суда
           Эсминцы и миноносцы
   Подводные силы
   Нереализованные проекты
           Линкоры класса "H"
                   Тип "H-39"
                   Тип "H-40"
                   Тип "H-41"
                   Тип "H-42, H-43, H-44"
           Крейсера типа "О"
   Форма Кригсмарине
   Символика Кригсмарине
   Фотогалерея
   Rambler's Top100

Рейдер "АТЛАНТИС"

Атлантис. Редкие фотографии крейсера Атлантис

Атлантис. Редкие фотографии крейсера Атлантис

Атлантис. Редкие фотографии крейсера Атлантис

ОСНОВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Тип Вспомогательный крейсер
Государство флага Германия
Спущен на воду 31 мая 1937 г.
Современный статус Потоплен 21 ноября 1941 г.
ПАРАМЕТРЫ
Тоннаж 17 600 т. - как грузовое судно;
7 021 т. - как рейдер.
Длина 155 м - общая.
Ширина 18,7 м
Осадка 8,7 м
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
Силовая установка паровые турбины «Блом унд Фосс», один вал, 2 котла
Скорость 17,5 узлов
Автономность плавания 60 000 морских миль
Экипаж 351 офицеров и матросов
ВООРУЖЕНИЕ
Артиллерия 6 x 150-мм L/45 C13
1 x 75-мм L/33 Schneider/Creuznot
2 x 37-мм
4 X 20-мм пулемёты
6 533-мм торпедных аппаратов
228 морских мин EMC
Авиация 1 самолёт Хейнкель-114 (+ ещё один разобранный)

 

«Атлантис» (нем. Atlantis) — немецкий вспомогательный крейсер времён Второй мировой войны. HSK-2, бывшее грузовое судно «Гольденфельс» (нем. Goldenfels), в германском флоте обозначался как «Судно № 16», во флоте Великобритании — «Рейдер „C“».

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

«Гольденфельс» был построен на верфи компании «Бремен Вулкан» в 1937 году и принадлежал компании «Ганза». Вместе с «Ноймарком» и «Курмарком» (впоследствии соответственно «Виддер» и «Орион») «Гольденфельс» стал одним из первых судов переоборудованных во вспомогательные крейсера Кригсмарине по программе начавшейся 5 сентября 1939 года. В 1939 году он был реквизирован в кригсмарине и прошёл переоборудование во вспомогательный крейсер на верфи компании «Дешимаг». В ноябре, после 14 недель на верфи, «Гольденфельс» был введён в строй как коммерческий рейдер «Атлантис».

РЕЙДЕРСКИЕ ПОХОДЫ

Будучи одним из первых вспомогательных крейсеров Германии во Второй мировой войне, «Атлантис» покинул свою базу 6 апреля 1940 года под командованием капитана цур зее Бернгарда Рогге. Маскируясь сперва под норвежское судно «Кнут Нельсон», затем под советский корабль «КИМ», Атлантис первым из рейдеров вышел в Атлантический океан.

  • 18 апреля 1940 года «Атлантис» получил задание выйти на судоходную трассу «Кейптаун — Фритаун», чтобы отвлечь часть сил Королевского ВМФ от берегов Германии.
  • Вечером 10 мая у мыса Игольный близ побережья Южной Африки «Атлантис» выставил 92 мины.
  • С мая по сентябрь 1940 года «Атлантис» действовал в Индийском океане, замаскировавшись под датское судно «Аббекерк», затем под норвежское судно «Тарифа».
  • С октября 1940 г. по ноябрь 1941 г. «Атлантис» вёл рейдерство в Тихом океане.
  • 14-16 февраля «Атлантис» встретился с «Адмиралом Шеером», который при этом заправился дизтопливом из танков «Кетти Бровиг», несмотря на сообщение из штаба о том, что данное топливо линкору не подходит.
  • 17 мая «Атлантис» повстречал британские корабли: линкор «Нельсон» и авианосец «Игл», которые не обратили на него внимания.
  • 21 ноября 1941 года проводя заправку подводной лодки U-126, «Атлантис» был обнаружен палубным самолетом британского крейсера «Девоншир» («Devonshire»). Вскоре появился и сам крейсер который в короткой перестрелке потопил «Атлантис» и не стал подбирать людей из воды, опасаясь торпед субмарины (у U-126 в это время на борту не было командира). После всплытия ПЛ подобрала оставшихся в живых и взяла на буксир спасательные шлюпки с «Атлантиса». К ней на помощь поспешили U-129 и U-124). Спасшихся доставят на судно снабжения Питон (потоплен 1 декабря). После продолжительного плавания на шлюпках, 4 немецких и 4 итальянских подводных лодок части экипажа удалось вернуться в Германию.

Всего рейдером "Атлантис" потоплено или захвачено 22 судна.

ДОСТИГНУТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ДАТА

НАЗВАНИЕ

ТИП

ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ

ТОННАЖ

ГРУЗ

СУДЬБА

   3 мая 1940 г.

   Scientist

   грузовое судно

   Великобритания

   6 200

   медь, руда, асбест, кожа, продовольствие

   потоплен

   10 июня 1940 г.

   Tirranna

   грузовое судно

   Норвегия

   7 230

   пшеница, мука, шерсть

   захвачен, отправлен как приз

   11 июля 1940 г.

   City of Bagdad

   грузовое судно

   Великобритания

   7 505

   кокс, стальной металлопрокат, химикаты, виски

   потоплен

   13 июля 1940 г.

   Kemmendine

   грузовое судно

   Великобритания

   7 769

   небольшое количество алкоголя

   потоплен

   2 августа 1940 г.

   Talleyrand

   грузовое судно

   Норвегия

   6 730

   шерсть, пшеница, сталь, древесина

   захвачен, затоплен из-за недостатка топлива

   24 августа 1940 г.

   King City

   грузовое судно

   Великобритания

   4 745

   уголь, кокс

   потоплен

   9 сентября 1940 г.

   Athelking

   танкер

   Великобритания

   9 557

   ---------

   потоплен

   10 сентября 1940 г.

   Benarty

   грузовое судно

   Великобритания

   5 700

   вольфрам, цинк, парафин, кожа, фасоль, чай, почта и документы

   потоплен

   20 сентября 1940 г.

   Commissaire Ramel

   пассажирское судно

   Франция

   10 061

   жир, кожа, мыло, фрукты, джем

   потоплен

   22 октября 1940 г.

   Durmitor

   грузовое судно

   Югославия

   5 620

   8 200 тонн соли

   захвачен

   9 ноября 1940 г.

   Teddy

   танкер

   Норвегия

   6 750

   10 000 тонн машинного масла

   захвачен, в итоге потоплен

   10 ноября 1940 г.

   Ole Jakob

   танкер

   Норвегия

   8 305

   10 000 тонн авиационного бензина

   захвачен

   11 ноября 1940 г.

   Automedon

   грузовое судно

   Великобритания

   7 530

   сборный груз, в том числе продовольствие, почта, техника, предметы быта, виски, сигареты, сидр

   потоплен

   24 января 1941 г.

   Mandasor

   грузовое судно

   Великобритания

   5 144

   продукты, стрелковое оружие

   потоплен

   31 января 1941 г.

   Speybank

   грузовое судно

   Великобритания

   5 150

   руда редких металлов, древесина

   захвачен

   2 февряля 1941 г.

   Ketty Brovig

   танкер

   Норвегия

   7 300

   6 000 тонн мазута, 4 000 тонн дизельного топлива

   захвачен

   17 апреля 1941 г.

   Zam Zam

   пассажирское судно

   Египет

   8 299

   пассажиры из США

   потоплен, пассажиры доставлены на транспорте снабжения «Дрезден» в нейтральный порт

   14 мая 1941 г.

   Rabaul

   грузовое судно

   Великобритания

   6 810

   уголь, штучные товары

   потоплен

   24 мая 1941 г.

   Trafalgar

   грузовое судно

   Великобритания

   4 530

   уголь, штучные товары, в том числе два самолёта

   потоплен

   10 июня 1941 г.

   Tottenham

   грузовое судно

   Великобритания

   4 760

   самолёты, запчасти, обмундирование, автомобили

   потоплен

   22 июня 1941 г.

   Balzac

   грузовое судно

   Великобритания

   5 372

   продовольствие, древесина, воск

   потоплен

   10 июля 1941 г.

   Silvaplana

   грузовое судно

   Норвегия

   4 793

   саго, каучук, шкуры, специи

   захвачен

Суммарный тоннаж потопленных и захваченных «Атлантисом» судов составил более 145 тысяч брт, что является максимальным результатом (по тоннажу) среди надводных кораблей кригсмарине. Поход «Атлантиса», длившийся более 600 дней, стал самым долгим непрерывным походом вспомогательного крейсера в годы войны.